Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:05, контрольная работа
Критерии сравнения
Анамнестические сведения:
а) связь возникновения с психотравмой
б) связь возникновения с перинатальными общими и мозговыми заболеваниями
в) особенности течения в начальный период.
Дифференцированная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания.
Критерии сравнения |
Невротическая форма |
Неврозоподобная форма |
Анамнестические сведения: а) связь возникновения с б) связь возникновения с в) особенности течения в г) отрицательное влияние д) отрицательное влияние |
а) заикание появляется у детей после психогении в виде испуга либо хронической психической травматизации.
б) патология внутриутробного
в) наблюдается рецидивирущее течение. Речь временами может быть совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют.
г) в результате повторной психотравмы возникает рецидив заикания в 7 лет при поступлении в школу. В 10-12 лет речь становится источником постоянной психической травматизации.
д) наблюдается ранее развитие речи. Дети развиваются достаточно быстро: хорошая норма или с опережением. Первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18 месяцам. За 2-3 месяца дети начинают говорить развернутыми фразами. Словарный запас быстро пополняется. Состояние звуко-произносительной стороны речи нормы не опережает, отмечается «смазанность» произнесения звуков. Рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций. Артикуляционные механизмы устной речи функционально незрелые более длительный срок чем в норме. Лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму. |
а) заикание начинается постепенно, не связанно с психотравмирующей ситуацией.
б) отмечаются тяжелые токсикозы беременности с угрозой выкидыша, асфиксия в родах.
в) в начальном периоде заикание протекает волнообразно (то смягчается, то утяжеляется), периодов, свободных от судорожных запинок, обычно не наблюдается. Типичны монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта.
г) повторные психотравмы обычно мало влияют.
д) речевое развитие отличается от нормы. Первые слова появляются к 1,5 годам, элементарная фразовая речь к 3 годам, развернутая фраза к 3,5 годам. Имеются нарушения произношения многих звуков. Медленно накапливается словарный запас, поздно и неполно происходит освоение грамматического строя речи. |
Характеристика синдрома заикания: а) характер нарушения речевого дыхания. б) влияние внешних условий. в) связь с ситуацией. г) фиксация внимания на процессе артикуляция. д) речь наедине с собой. е) влияние утомления и соматических заболеваний. |
а) недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.
б) в спокойном состоянии и наедине с самим собой заикающиеся могут говорить относительно гладко.
в) отмечается тесная ситуационная зависимость тяжести заикания.
г) при отвлечении внимания от процесса артикуляции в речи отсутствуют судорожные запинки.
д) наедине с собой речь лишена судорожных запинок.
е) в период утомления и соматических заболеваний в речи заикающихся отмечаются судорожные запинки.
|
а) резко нарушено речевое дыхание: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха. Страдает координация выдоха, фонации и артикуляции. Отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задержка, прерывистость, судорожность.
б) судорожные запинки обычно мало зависят от внешних ситуационных периодов.
в) качество речи мало зависит от речевой ситуации.
г) привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше.
д) речевые запинки отмечаются во время речи наедине с самим собой.
е) физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, соматические заболевания ухудшают качество речи.
|
Сопутствующие расстройства: а) особенности нарушения моторики. б) корреляция между нарушением моторных функций и нарушением речи. в) сопутствующие движения. г) сопутствующие речевые нарушения. д) наличие гиперкинезов. |
а) Состояние общей моторика в норме. Общие движения грациозны и пластичны. Движения рук и ног хорошо координированы; тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Отмечается хорошая переключаемость с одного движения на другое. Характерно недоведение элементов движений до конца, вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся незначительный тремор пальцев рук.
б) Сочетания движений под музыку с речью вслух благотворно воздействуют на качество речи заикающихся.
в) отмечаются сопутствующие движения, их характер изменчив
г) другие речевые расстройства не характерны.
д) гиперкинезов не отмечается. |
а) отмечается патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторики рук. Страдает динамический праксис. Заикающийся с трудом запоминает последовательность движений и с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Многие с трудом воспроизводят и удерживают в памяти заданный темп и ритм.
б) выделяют три степени отклонений в моторном и речевом развитии: легкая степень: затруднения в
динамической координации всех движений,
лексико-грамматическая сторона не
имеет существенных отклонений от нормы.
Нарушение звукопроизношения средняя степень: нарушения статической и динамической координации движений. Отмечается отставание в формировании лексико-грамматического строя. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонематический характер; тяжелая степень: нарушения двигательной сферы в целом, расстройства динамической и статической координации движений. Нарушение звукопроизношения от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня.
в) отмечаются разнообразные движения пальцев рук, притоптывание, кивательные движения головы, раскачивание туловища.
г) отмечается нарушения звукопроизношения фонетического характера (межзубный сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.), фонетико-фонематического (велярное или увулярное произношение звука «р», смешение шипящих и свистящих и т.п.), недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).
д) характерны гиперкинезы. |
Психоневрологическая а) страх речи, в чем выражен и чем характеризуется. б) время появления логофобии. в) сопутствующие невротические расстройства. г) психологические особенности подростков и взрослых. |
а) Отмечается стойкая логофобия. Выражается в страхе обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок. Тяжесть логофобии не связана с тяжестью речевых судорог.
б) в период осознания своего дефекта (10-12 лет).
в) характерны страхи, повышенная впечатлительность, раздражительность, двигательное беспокойство, энурес.
г) у подростков наблюдается повышенная истощаемость (психическая и речевая), утомляемость, развитие патологических черт характера, чувство неуверенности в своих силах, ожидание неудачи или неприятности. Часть подростков начинают избегать речевых нагрузок, ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие становятся агрессивными и навязчивыми в общении (гиперкомпенсация). У взрослых наблюдается дисгармоничное развитие личности, которое проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждения, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационным страхе перед речью. Некоторые заикающиеся ищут вторичную выгоду на подсознательном уровне. |
а) логофобия не в полном объеме, т.е редуцирована.
б) в 14-17 лет, когда начинаются некоторые неглубокие личностные переживания.
в) повышенная возбудимость, утомляемость, расторможенность и возбудимость, снижение произвольной памяти.
г) для подростков и взрослых характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту. Речевое общение утомляет взрослых, часто переходят на односложные ответы, жалуются на чувство физической «усталости до изнеможения». Для психического состояния характерны трудности адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость, повышенная возбудимость, взрывчатость, реже вялость и пассивность. Подростки не имеют черт глубокого, эмоционально окрашенного переживания своей речевой малоценности. |
Информация о работе Дифференцированная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания