Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:08, реферат
Дошкольное воспитание является начальным звеном целостной системы пожизненного образования в Японии. В Японии функционирует несколько видов детских учреждений - ясли (от рождения до трех лет), ясли-сад (от рождения до шести лет), детский сад (от трех до шести лет) и специальные дошкольные учреждения для детей с физическими и умственными отклонениями в развитии.
1. Общие основы общественного дошкольного воспитания в Японии………..3
2. Суть и принципы дошкольного воспитания в японских детских садах…….5
3. Особенности дошкольного воспитания детей разного возраста……………10
4. Традиционные виды дошкольного воспитания в Японии…………………..24
Список использованных источников……………………………………………31
План
1. Общие основы общественного
дошкольного воспитания в
2. Суть и принципы дошкольного воспитания в японских детских садах…….5
3. Особенности дошкольного воспитания детей разного возраста……………10
4. Традиционные виды дошкольного воспитания в Японии…………………..24
Список использованных источников……………………………………………31
1. Общие основы общественного
дошкольного воспитания в
Дошкольное воспитание является начальным звеном целостной системы пожизненного образования в Японии. В Японии функционирует несколько видов детских учреждений - ясли (от рождения до трех лет), ясли-сад (от рождения до шести лет), детский сад (от трех до шести лет) и специальные дошкольные учреждения для детей с физическими и умственными отклонениями в развитии. Ясли находятся в системе Министерства здравоохранения, которое осуществляет контроль за работой и специальных учреждений. Программа и режим работы дошкольных учреждений, которые определяет Министерство просвещения, ориентированы на продолжение обязательного обучения детей в школе (с шести до пятнадцати лет). Старшие и средние школы имеют общеобразовательные и профессиональные уклоны.
Высшее образование дают 2—3-годичные колледжи и университеты в городах Токио, Киото, Осака, Хоккайдо, Кюсю [7; с.67].
В Японии существует также несколько типов дошкольных учреждений: муниципальные (государственные) и частные; ясли, находящиеся в системе здравоохранения, детские сады и ясли-сады. Есть такие специальные учреждения для детей, страдающих теми или иными недугами. Программа и режим определяются для ясельных групп Министерством здравоохранения, а для дошкольных – Министерством просвещения. Однако руководство муниципалитета, учитывая местные условия, может вносить соответствующие изменения. Кроме того, каждое дошкольное учреждение строит программу по-своему [5; с.84].
Стоит подчеркнуть, что от общего количества дошкольных учреждений к государственному сектору относится только 48 (6630 воспитателей и 278 педагогов), более шести тысяч детских садов находится в подчинении муниципальных органов. Частных детских садов 8768 с абсолютным большинством детей от 3 до 5 лет – 1560242. с ними работают 76152 педагога, в том числе 70597 женщин [1; с.37].
Время пребывания детей в дошкольных учреждениях неодинаково: в одних дети находятся до обеда (обычно до 13 часов), в других – до вечера (до 16 или 18:30). Соответственно пребыванию организован и режим питания. Те, кто присутствуют неполный день, приносят из дома завтраки и возвращаются домой к обеду. Остальные получают обед или обед и легкий полдник.
Муниципалитетный детский сад посещают 150 ребят (4 группы) четырех и пяти лет. Приходят ребята в сад в 9 утра, в 13 часов их забирают родители. Первые полчаса отводятся играм под руководством воспитателя. Затем воспитатель работает с детьми по следующим шести предметам (поочередно): музыка, рисование, природа, речь, общественность (нравственное воспитание) и физическое воспитание. Каждый воспитатель имеет право строить занятия по своему усмотрению. В ходе последующего обсуждения выясняются положительные и отрицательные стороны методики и определяется план работы на завтра. Поэтому рабочий день педагогического коллектива продолжается до 16 часов.
Детский сад представляет собой двухэтажное типовое здание, внутренняя часть которого представляет собой застекленные раздвигающиеся стены, благодаря чему дом непосредственно сообщается с двором. Забегая вперед, скажем, что площадь двора и степень его озелененности самая разная. Мебелью помещения не заставлены. Как правило, столы и стулья складные. Это позволяет легко и быстро освобождать комнату для подвижных и других игр и даже для рисования. В Японии дети любят рисовать на полу. (Полы деревянные, теплые, под ними проходит отопительная система. Круглый год дети ходят в помещении босиком.) Рисуют карандашами, фломастерами, красками на больших листах. Склонившись, а то и просто полулежа над белым или цветным прямоугольником, трое-четверо детей старательно выводят что-нибудь. Не всегда при этом они сговариваются, и поэтому в, конечном счете получаете не воплощение общего замысла, а несколько целиком независимых изображений.
Второе дошкольное учреждение — муниципалитетный ясли-сад. Посещают его 160 детей от рождения до 6 лет (6 групп). Дети находятся здесь с 7.30 до 18.30. Предусмотрен и дневной сон. Малыши спят на татами — соломенные матрасики на полу. И, третье — частный детский сад. Здесь 100 воспитанников.
В Осаке и Осакской префектуре находятся дошкольные учреждения буракумин — дискриминируемого населения Японии. В принципе сады мало чем отличались от токийских, разве что более просторны и больше территории внутренних дворов. История буракумин, поставленных в положение отверженных, насчитывает многие сотни лет. И сегодня та же картина. Современные потомки буракумин живут значительно хуже, чем основное население Японии: плохие бытовые условия, более низкий уровень медицинского обслуживания, наибольший процент безработных, низкооплачиваемая работа. Старые, укоренившиеся предрассудки определяют отрицательное отношение к буракуминам.
Дошкольные учреждения любого типа в Японии платные. Ежемесячное содержание ребенка обходится родителям в 2—3 тысячи йен, а то и больше. Там, где мэр города прогрессивный, дотация муниципалитета превышает обычную, государственную прибавку. Хотя согласно существующим правилам в дошкольные учреждения принимаются дети только из тех семей, в которых оба родителя работают. В условиях инфляции постоянно растет стоимость места в детском саду.
Некоторые впечатления о японских педагогах, об их работе. Это люди, преданные своему делу, любящие детей. Их волнует многое: будущее японских детей, и милитаристические идеи, которые проповедуются в отдельных книгах о воспитании. Наконец, бесконечное множество профессиональных, методических проблем. Воспитатели, помимо обычных медицинских сведений, данных о составе семьи, профессии родителей и пр. ведут карту наблюдения за развитием ребенка: тщательно регистрируют особенности поведения малыша, контакты в игре и т. д. Все эти наблюдения доводят до сведения родителей, обсуждают с ними.
В Токийском муниципалитетном институте воспитания есть дошкольное отделение, которое оказывает методическую помощь педагогам детских садов. В отделении работает 9 человек. Каждый из них совместно с одним из воспитателей разрабатывает рекомендации по вопросам умственного развития, взаимосвязи коллектива и личности, воспитания в семье, организации окружающей среды и т.п. По этим вопросам выпускаются сборники, методические разработки [5; с.84-85].
Нужно отметить, что «экзаменационное пекло» девяностых годов не обошло и дошкольные учреждения. Так, в привилегированные частные сады четырехлетних детей принимали после экзаменов. Например, на 36 мест в таком саду может быть более чем 600 претендентов. Чтобы подготовиться к экзамену дети посещали специальные курсы. Плата за них составляет более 200 тысяч йен в месяц. На экзамене четырехлетний претендент должен не только отвечать на вопросы экзаменационной комиссии, но и петь, танцевать, декламировать стихи.
Конкурс в группы для дошкольников доходит до 20 человек на одно место. В таких группах обучается 82 тысячи трех-пятилетних японцев. Им преподают математику, японский или английский языки. Ученики подготовительных школ с математическим уклоном, а также подавляющие большинство детей иных подготовительных школ к пяти годам осваивают сложение и вычитание дробных, умножение и деление целых чисел.
Таким образом, короткое знакомство с системой дошкольного воспитания в Японии убеждает, что нам необходимо продуманное и постепенное включение дошкольных учреждений в единую непрерывную систему образования и воспитания. Традиционная система частного дошкольного образования в этой стране оправдала себя на практике и является хорошей базой подготовки детей к шестилетней начальной школе [1].
2. Суть и
принципы дошкольного
Основная задача дошкольного воспитания в Японии — общее развитие и подготовка детей к школе. Много внимания уделяется развитию трудолюбия, самостоятельности, дисциплины и творческой инициативы. Эти задачи японские педагоги решают средствами ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе — в играх, на занятиях (литература, музыка, изобразительное искусство, общественная жизнь, природа и окружающий мир, физическое развитие), при подготовке к праздникам и развлечениям. Существенной разницы между государственными и частными детскими садами в содержании педагогической работы нет. Однако некоторая диспропорция существует между городскими и сельскими детскими садами по ведомству, наполняемости и контингенту, но материальное и учебное их оснащение в целом однородно. В помощь воспитателям (среди которых нередки и мужчины) выходят научно-методические журналы — «Образование», «Современная педагогическая наука», инструктивные руководства министерств, учебно-методическая литература и наглядные пособия [5; с.67].
В детских садах Японии сейчас проходят специфические образовательные процессы. Вместе с обучением они включают в себя надзор и моральное воспитание. Если обучение направлено на формирование способностей к тому или иному виду деятельности, то воспитание нацелено на становление у детей этических ценностей и моральных качеств. С 1936 года в Японии существует «Общество по развитию детей младшего возраста», которое работает на общественных началах. В своей деятельности члены этого общества обращаются не столько к педагогическим теориям, сколько к их практической реализации, непосредственным отношениям с ребенком, направленным на поддержание в нем собственного «я». В уставе этого общества отмечено, что малыш является равноправным членом социума, но нельзя допускать случаев эгоцентризма, когда в семье возникает культ ребенка.
Члены общества считают, что основным принципом дошкольного воспитания должно стать сотрудничество между самыми маленькими, между ними и воспитателями с позиций «педагогики сотрудничества». На протяжении последних десятилетий в дошкольной педагогики Японии именно в этом направлении проводятся научные исследования.
В детских садах Японии запрещено обучать детей письму и счету. Но с другой стороны уже в первом классе начальной школы малыши должны знать азбуку и 60 иероглифов, уметь выполнять несколько несложных математических действий. Вместе с освоением знаний и навыков большое внимание уделяется освоению способов самостоятельного решения творческих задач, а также становлению общечеловеческих ценностей, этично-моральному воспитанию. Последнее является особенно важным в связи с увеличением в стране семей, которые безразлично относятся до воспитания своих детей, а также с уменьшением количества родителей, которые уверены в правильности своего педагогического воздействия.
В качестве важных направлений дошкольного воспитания в Японии выделяется укрепление взаимоотношений взрослых с детьми, формирование у них навыков самостоятельной деятельности, обладание педагогическими технологиями, образование в дошкольном учреждении доброжелательной среды для развития ребенка.
Следует отметить, что повышенное внимание к группе как эффективному фактору в воспитании дошкольников получило довольно широкое распространение в профессиональных и общественных кругах Японии. Но реализовать на практике групповой метод как единую систему оказалось нелегко. Главное препятствие состояло в многочисленности вариантов дошкольного воспитания, которые применяли в детских садах японские воспитатели, действуя разобщенно, каждый сам по себе [13; с.107].
В Японии очень популярен групповой метод - «воспитывать обсуждая», то есть обсуждать в группе с детьми все их поступки и действия, которые они совершают или могут совершить, а также более совершенный метод «воспитывать убеждая», то есть проводить обсуждения таким образом, чтобы дети сами, на собственном опыте, убеждались, что поступать или действовать нужно так, а не иначе, хорошо, а не плохо [13].
Однако при ознакомлении с реальным положением дел в японских детских садах и яслях (муниципальных, частных, не имеющих официального статуса и т. п.) бросается в глаза огромная разница в условиях воспитания. В частности, уровень оборудования одних дошкольных учреждений резко отличается от уровня других, а во многих случаях этого оборудования вообще не хватает. В результате детей одной страны ждут совершенно разные условия воспитания (а на детей с отклонениями в развитии и вовсе никто не обращает внимания). Такова действительность [2; с.7].
На мой взгляд, в Японии необходима переориентация всех групп дошкольных учреждений в таком направлении, чтобы каждый ребенок в группе чувствовал себя уверенным и равноправным ее членом. Сама же группа должна развиваться на основе отношений товарищества и сотрудничества. Развитие детей и формирование группы тесно взаимосвязаны, поэтому актуальным становится комплексное управление этими процессами.
Формирование дошкольной группы не завершается по окончании каждого «учебного» года в детском саду, этот процесс продолжается на протяжении четырех-пяти лет. К сожалению, в реальной действительности почти не бывает так, чтобы один и тот же воспитатель мог вести группу детей с одного года до пяти лет, то есть до выпуска детей из детского сада. То воспитателя «перебрасывают» на другую группу, то в уже организованную группу поступает много новичков и в результате воспитателю приходится работать с новым составом. Чтобы широко применять и поднять на высокий уровень групповой метод воспитания дошкольников, необходим единый подход к этой проблеме со стороны всех работников детских садов. Только тогда можно будет с успехом осуществлять перспективное формирование групп. Следует также иметь в виду, что практика группового воспитания детей младшего возраста у нас незначительна, а объединенных детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов) в Японии пока мало. Однако проблема формирования групп, как и другие проблемы дошкольного воспитания, вызывает все больший интерес со стороны воспитателей и учителей [2; с.9-10].
Общим в деятельности детских садов в Японии является то, что среди работающих там воспитателей много единомышленников, при этом они стремятся сделать своими единомышленниками и родителей, поддерживающих многие начинания воспитателей.