Древние мыслители о воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:51, реферат

Краткое описание

Цель работы: осветить основные черты и особенности воспитания и обучения в древних государствах, с точки зрения античных историков и мыслителей.
Основными задачами являются: проследить развитие педагогики и форм обучения и воспитания в истории, выявить основные проблемы и дать оценку способам и приемам воспитания с точки зрения известных философов, проанализировать обычаи и уклады семьи различных государств и народов, оценить весомость вклада образования в становлении человека как личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
§1. Система воспитания Платона………………………………………….3
§2. Педагогическая система Аристотеля………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Сравнивая этическое воздействие, производимое музыкой и живописью, Аристотель решительное предпочтение в этом отношении отдает музыке. Ведь в картине мы имеем «не  действительное подобие этических  свойств, но воспроизводимые путем  рисунка и красок фигуры суть скорее лишь внешние отображения этих свойств, поскольку они отражаются на внешнем  виде человека, когда он приходит в  состояние аффекта... напротив, что  касается мелодий, то уже в них  самих содержится воспроизведение  характера. Это ясно из следующего: музыкальные лады существенно отличаются друг от друга тем, что при слушании их у нас является различное настроение, и мы далеко неодинаково относимся  к каждому из них. Из всего вышесказанного следует, что музыка способна оказывать  известное воздействие на этическую  сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она  должна быть включена в число предметов  воспитания молодежи».

Наконец, третьим обоснованием, приводящим к тому же выводу, – признанию  необходимости обучать музыке с  детства, являются соображения психологического порядка. Если у гармонии и ритмики имеется какое-то природное «сродство» с человеческим сознанием («почему одни из философов и утверждают, что сама душа есть гармония, а другие говорят, что душа носит гармонию в себе»), то больше всего обучение музыке должно «подойти к самой природе (отроческого) возраста: в молодом возрасте люди не склонны по доброй воле налегать на что-либо им неприятное, а музыка как раз, по своей природе, принадлежит к числу таких предметов, которые доставляют приятное».

Итак, музыку необходимо ввести в круг предметов, изучаемых в  детстве. Такой вывод, однако, не разрешает еще вопроса, – нужно ли мoлодeжь учить играть на тех или иных музыкальных инструментах или достаточно предоставить им возможность «слушать, как играют и поют другие, и при этом должным образом радоваться и быть в состоянии составить себе правильное суждение (об исполняемых пьесах)». Ведь, защитники последнего взгляда могли бы сказать: «Мы можем иллюстрировать высказываемые нами соображения, обратившись к рассмотрению существующего у нас представления о богах: у поэтов Зевс сам не поет и не играет на кифаре; тех же, кто занимается этими искусствами, мы назовем профессиональными ремесленниками, и заниматься ими мужу мы считаем неподобающим делом, исключая только те случаи, когда он выпил или играет и поет в шутку».

Аристотель подчеркивает необходимость того, чтобы «сами  юноши умели петь и играть на музыкальных  инструментах», ибо «во всяком случае не может подлежать сомнению, что для развития человека в том или ином направлении, далеко не безразлично, будет ли он сам изучать на практике то, или иное дело. Само собой разумеется, невозможно, или, во всяком случае, трудно стать основательным судьею в том деле, в совершении которого сам не участвовал...»

Что касается музыкальных  инструментов, то Аристотель требует  изгнания флейты и кифары и вообще всех тех инструментов, «на которых  играют профессиональные музыканты». В заключение Аристотель рассматривает вопрос о музыкальных ладах и ритмах «как вообще, так и в приложении к воспитанию».

Седьмая книга «Политики» заканчивается установлением периодов воспитания, сообразно со ступенями  возраста, но в дальнейшем этим делением Аристотель совершенно не пользуется: «Все воспитание должно быть разделено  по ступеням возраста на два класса: 1) от семилетнего возраста до наступления  половой зрелости и 2) от наступления половой зрелости до 21 года».

Все вышеизложенные педагогические воззрения Аристотеля следует отнести, конечно, к вопросам элементарного образования. Вопросы образования повышенного характера в «Политике» и «Этике» им совершенно не затронуты, если не считать нескольких случайных указаний.

Аристотель допускал в  своем идеальном государстве  проведение молодежи через особую, кратковременную специальнофизическую тренировку, соответствующую афинскому эфебству, явствует из указаний четвертой главы VIII книги «Политики»: «После того, как по достижении возмужалости, три года будут посвящены на усвоение остальных предметов воспитания, уместно в следующий затем период возраста подвергнуть воспитываемых как более тяжелым работам, так и принудительному питанию. Во всяком случае, не следует одновременно заставлять слишком напряженно работать и интеллектуальные и физические силы; напряжение и тех и других, естественно, производит диаметрально противоположное действие, а именно: физическое напряжение препятствует развитию интеллектуальных сил, напряжение интеллектуальное – физических». Впрочем, своему государству Аристотель ставит цели несколько отличные от тех, которые обычно преследовали в своей внешней политике греческие города-государства: «О военной же выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили недостойных, но для того, чтобы прежде всего они сами не попали в рабство к другим, затем, чтобы они стремились достигнуть гегемонии на пользу подвластным, а не ради приобретения «деспотической» власти над всеми, наконец, в-третьих, чтобы они стремились к «деспотической» власти только над теми, кто достоин быть рабом».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вот уже более двух тысяч  лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. И это  закономерно. Ведь Платон стоял у  истоков разработки обширного комплекса  проблем воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение. Особенно велико влияние Платона  на педагогическую мысль европейской  цивилизации. Раннее христианство видело в Платоне своего идеолога при  осмыслении цели воспитания. Взлет  интереса к идее Платона, касавшейся разностороннего воспитания, наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание идеи Платона об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях  ученых-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между  педагогическими идеями Платона  и идеями Ж.-Ж. Руссо. "Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона", - писал Ж.-Ж. Руссо.

Аристотель оказал громадное  влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Он заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и воспитания, а также обучения, как части этого бытия. Аристотель пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей." Не менее важна мысль о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

 Его трактаты служили  учебными пособиями в течение  многих столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1)  Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.

 

2) Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

3) Педагогика народов  мира: история и современность / Под ред. К.И. Соловьевой. М., 2001.

 

4) Платон Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2 / Подобщ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; ≪Изд-во Олега Абышко≫, 2007.—731 с.

 

5)Аристотель Сочинения:  В 4-х т. Т.4 / Пер.с древнегреч.; Общ. Ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – 830с.


Информация о работе Древние мыслители о воспитании