Духовная культура как одна из главных составляющих личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:17, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания.

Вложенные файлы: 1 файл

изменённая.docx

— 22.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект педагогических технологий

«Духовная культура как одна из главных

 Составляющих личности»

По проблеме формирования духовной культуры

Студентов 2-ого  курса 202 группы

Новик Арины

Витько Марии

 

 

 

 

 

 

Концептуальная  основа:

Духовная  сфера общества — это система  отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной  системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом…

Г. Маркузе

Духовная  культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

 

Содержательная  часть процесса воспитания:

Цель  проекта: духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

Задачи проекта:

1. Воспитание  цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои  обязанности; способной к правильному  оцениванию жизни и себя, своих  поступков с точки зрения норм  духовно-нравственного поведения;  познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного  саморазвития, самореализации и  самосовершенствования: 

3. Оказание  помощи ребенку в обретении  подлинных способов социального  самоутверждения на основе понимания  сущности устоев православной  культуры, путей духовно-нравственного  развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

4. Освоение  национальной культуры и воспитание  чувства национального самосознания, национальной гордости, национального  достоинства, воспитание уважения  к другим народам и их культурам  и умению плодотворно взаимодействовать  с ними.

6. Осознание  себя органичной частью всего  человечества, ответственного за  его состояние. Восприятие себя  как части мира, несущего ответственность  за другого человека, за среду  обитания и жизнедеятельность  не только человечества, но и  всего живого на планете. 

7. Уважительное  бережное отношение к духовному  и историческому наследию своего  народа, истории православия, традициям  христианской культуры; освоение  высших духовных образцов отечественной  культуры

Содержание  воспитательного процесса:

Формирование  духовной культуры можно разделить на три этапа: 

  • Когнитивно-рефлексивный – расширение знаний о духовных смыслах и значениях в процессе изучения произведений культуры.
  • Ценностно-смысловой – осмысление своего духовного Я в процессе интериоризации духовных ценностей культуры через проживание-переживание ситуаций, основанных на нравственной коллизии.
  • Деятельностно-трансляционный – экстериоризация опыта духовного познания, переживания, оценки в духовно-практической деятельности

I. Когнитивно-рефлексивный

Цель: сформировать живое знание о духовной культуре.

Для достижения цели выработаем алгоритм: 

 

Восприятие – смыслопоиск – смыслопонимание – «живое знание» 
 

Содержание знаний: о культуре как развернутой феноменологии человека; ценностное содержание произведений классической литературы, музыки, изобразительных искусств, содействующее служению высшему духовному началу в человеке, исследованию своего духовного мира, направленности духовных исканий, стремлению к духовному саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию 
Методы формирования «живого знания»: 
проблемное изложение материала; диалог (взаимообогащающий и ;внутренний); стимуляции свободного выражения личной позиции (ретроспективный анализ жизненного опыта)

 

II.Ценностно-смысловой

Цель:перевод смыслов и значений духовной культуры в ценностные установки.

Для достижения цели выработаем алгоритм:

 

Познание  – переживание – оценка/самооценка

 

Содержание переживаний: поиск и выбор нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отношении к человеку (а не научной абстракции), чувство общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей собственной; сопереживание, эмоциональное потрясение от встречи с образом, созданным искусством, и переживание личного жизненного опыта; переживание, позволяющее в подробностях представить психологическую ткань конфликтов, представленных в произведении, и выявить в них как исходные противоречия, так и ресурсы для развития человека; самостоятельный «труд души», в котором происходит поиск и выбор духовно-нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отношении к человеку, чувственное осмысление сути человеческой жизни.

 

III. Деятельностно-трансляционный 

Цель: реализация ценностных установок в духовно-практической деятельности.

Для достижения цели выработаем алгоритм:

 

Целеполагание – действие – поступок

 
Содержание деятельности: самосозидание, самоопределение, духовный рост; оказание моральной и эмоциональной поддержки окружающим; «добро-деяние»; анализ своей духовно-практической деятельности и её результатов, причин успехов и неудач

 

Процессуальная  часть:

Организация воспитательного процесса: групповые, коллективные занятия, проводятся не больше часа, 1-2 раза в неделю, группы формируются по желанию учеников, учителя и родителей, коллективные творческие дела, сотрудничество, самоуправление.

 

Методы и формы организации воспитательного процесса учителем: лекция (лекция-эссе, видео-лекция; лекция-экскурсия); музыкальный лекторий; встречи с деятелями культуры, представителями религий – носителями высоких духовных ценностей; конференция; «музейные понедельники», фестиваль искусств; круглый стол; посещение концертов, концертная деятельность, творческие встречи, литературно-музыкальные вечера, благотворительные вечера, акции, волонтёрские движения, походы.

 

Деятельность учителя по управлению процессом воспитания: участие в общественной жизни класса (школы, общества); «человеческое» отношение к окружающим людям, к окружающему миру; бескорыстность деятельности на благо общества; участие и организация благотворительных, экологических акций

 

Диагностика воспитательного процесса:

Качества, которыми должен обладать духовный человек:

  • Активная жизненная позиции;
  • Сознательней человек, наделённый духовными качествами;
  • Самостоятельность;
  • Ориентирующийся на духовно-нравственные ценности;
  • Способный сопереживать, готовый прийти на помощь и взаимовыручку;
  • Устремлённый к духовному развитию, самосовершенствованию и самоопределению. 
  •  

Использованный материал

Интернет ресурсы:

  1. http://www.claw.ru/book-spori/Obshestw/Index3.htm
  2. http://do.gendocs.ru/docs/index-246186.html?page=2

Литература:

  1. «Педагогика современной школы» С.А. Пуйман, Минск 2011г.

Информация о работе Духовная культура как одна из главных составляющих личности