Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:00, реферат
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
9. Духовно-нравственное развитие
и воспитание
Обеспечение духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
является ключевой задачей современной
государственной политики РФ. Законопослушность,
правопорядок, доверие, развитие экономики
и социальной сферы, качество труда и общественных
отношений - все это непосредственно зависит
от принятия гражданином России общенациональных
и общечеловеческих ценностей и следования
им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании»
установлено, что «основные общеобразовательные
программы начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования
обеспечивают реализацию федерального
государственного образовательного стандарта
с учетом типа и вида образовательного
учреждения, образовательных потребностей
и запросов обучающихся, воспитанников
и включают в себя учебный план, рабочие
программы учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие духовно-нравственное
развитие, воспитание и качество подготовки
обучающихся».
Содержание духовно-нравственного развития
и воспитания личности определяется в
соответствии с базовыми национальными
ценностями и приобретает определенный
характер и направление в зависимости
от того, какие ценности общество разделяет,
как организована их передача от поколения
к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
личности в целом является сложным, многоплановым
процессом. Оно неотделимо от жизни человека
во всей ее полноте и противоречивости,
от семьи, общества, культуры, человечества
в целом, от страны проживания и культурно-исторической
эпохи, формирующей образ жизни народа
и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности
в этом процессе определяется следующими
положениями:
• усилия общества и государства направлены
сегодня на воспитание у детей и молодежи
активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнерские
отношения с другими институтами социализации,
является основным институтом педагогического
воздействия на духовно-нравственное
развитие личности гражданина России.
При этом основным субъектом является
педагогический коллектив общеобразовательного
учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся, деятельность
педагогических коллективов общеобразовательных
учреждений должны быть сфокусированы
на целях, на достижение которых сегодня
направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования
призвана обеспечивать духовно-нравственное
развитие и воспитание личности обучающегося
для становления и развития его гражданственности,
принятия гражданином России национальных
и общечеловеческих ценностей и следования
им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей
являются различные социальные, профессиональные
и этноконфессиональные группы, составляющие
многонациональный народ Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
личности начинается в семье. Ценности
семейной жизни, усваиваемые ребенком
с первых лет жизни, имеют непреходящее
значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье проецируются
на отношения в обществе и составляют
основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина
России – это осознанное принятие личностью
традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни его родного
села, города, района, области, края, республики.
Через семью, родственников, друзей, природную
среду и социальное окружение наполняются
конкретным содержанием такие понятия,
как «малая Родина», «Отечество», «родная
земля», «родной язык», «моя семья и род»,
«мой дом».
10. Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным
ценностям не имеет ничего общего
с единообразием ценностей