Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:42, реферат
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
ТА:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Ведущая идея опыта
o Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка - дошкольника
o Способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.
o Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Цели и задачи:
Общие цели:
1.
Создавать условия для духовно-
2.
Способствовать коррекции
3.
Обеспечивать социальную
Обучающие задачи:
1.
Формировать нравственные
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать послушание на
2.
Способствовать формированию
3.
Воспитывать навыки
4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие задачи:
1.
Содействовать развитию
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3.
Развивать навыки
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
5.
Содействовать развитию
5.
Содействовать развитию
6.
Создавать условия для
7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Накопление и систематизация опыта проходило в процессе организации образовательной деятельности воспитателя по организации дополнительных образовательных услуг – кружка «Волшебное лукошко».
Результативность
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Изучение группы воспитанников «Сказка как средство развития духовно-нравственной сферы у дошкольников»
Проблема
педагогического исследования состояла
в поиске психолого-педагогических
методов и форм использования
духовно-нравственного
Мы
предположили, что влияние сказок
на гармоничное эмоциональное
В качестве системы целенаправленной педагогической деятельности использовалась программа, выстраивающая основные условия традиционной культуры воспитания в семье, "Воспитание сказкой" для детей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста").
Изучение группы воспитанников проводилось с участием детей дошкольного возраста. Всего было обследовано 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков.
В процессе итогового диагностирования изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы после внедрения программы "Воспитание сказкой".
Диагностика духовно-нравственного развития
в процессе воспитания сказкой
Критерии |
Уровни | ||||||
высокий |
средний |
допустимый | |||||
НГ |
КГ |
НГ |
КГ |
НГ |
КГ | ||
1 |
Выразительно изображать героев сказки |
55 |
90 |
35 |
4 |
10 |
6 |
2 |
Адекватная передача характеристик героев, их поведения и отношений |
45 |
78 |
40 |
12 |
15 |
10 |
3 |
Полная и правильная нравственная оценка поступкам, ситуациям, героям |
10 |
50 |
35 |
50 |
55 |
5 |
4 |
Стремление к обмену впечатлениями от услышанного |
44 |
70 |
37 |
30 |
26 |
2 |
Если в начале исследования дети не стремились и не могли делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, то в конце 15 детей могли достаточно выразительно изображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения и отношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.
При
апробации системы мероприятий
с использованием программы духовно-
По
окончании занятий с
На
17,5% увеличилось число проявлений
сострадания, соучастия, взаимопомощи.
Исчезли проявления агрессивности,
что было отмечено как педагогами,
так и родителями всех детей, участвующих
в экспериментальных занятиях. Отмечено
увеличение на 10,5% числа детей, устойчиво
проявляющих чувство
Итоговый протокол анкетирования педагогов и родителей
по влиянию сказки на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
Критерии |
Результаты (в %) | ||||||
высокий |
средний |
допустимый | |||||
НГ |
КГ |
НГ |
КГ |
НГ |
КГ | ||
Психофизиологический уровень |
|||||||
- внимание ребенка во время прослушивания сказки |
40 |
76 |
38 |
22 |
17 |
2 | |
- непроизвольные реплики (междометия) |
32 |
34 |
36 |
56 |
32 |
10 | |
- неосознанное отношение детей к героям сказок через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию |
22 |
43 |
64 |
53 |
14 |
4 | |
- угадывает смысл поведен-ческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом |
14 |
47 |
45 |
42 |
41 |
11 | |
Социальный уровень |
|||||||
- эмоциональный контроль |
25 |
50 |
29 |
43 |
46 |
7 | |
- эмоциональная саморегуляция |
31 |
65 |
46 |
30 |
23 |
5 | |
- проявление социальных чувств в процессе восприятия и переживания сказки: со-действия герою, мысленного обыгрывания и прочувство-вания его поступков |
31 |
59 |
54 |
49 |
15 |
2 | |
Эстетический уровень |
|||||||
- расширение представления ребенка |
21,8 |
34,1 |
60,2 |
59 |
18 |
6,9 | |
-обогащение его знания о действительности |
10,5 |
35,9 |
63,3 |
59,5 |
25,9 |
4,6 |
Таким
образом, можно сделать вывод, что
гармоничное эмоциональное
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок