Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:34, реферат
Цели обучения
Закон цели воспитания, рассмотренный нами в первойчасти, действует так же неотвратимо и в системе учебного процесса, являющейся подсистемой более значительного — воспитательного. Цели общего образования вытекают из уже известных нам целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым.
Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории (см. рис. 34). Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.
В еще более популярном толковании дидактические правила — это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.
Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей — это по сути сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.
Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их Может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказывать-
ся, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как' и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.
Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, целиком и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение — целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин.
Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно.
3.Взаимосвязь дидактических закономерностей и принципов.
Закономерности обучения, рассматриваемые
как выражение действия законов
в конкретных условиях, — это объективные,
существенные, устойчивые, повторяющиеся
связи между составными частями, компонентами
процесса обучения. Особенность понятия
«закономерности» в дидактике состоит
в том, что эти связи, зависимости компонентов
процесса обучения носят преимущественно
вероятностно-статистический характер.
Часть из них действует всегда, независимо
от действий участников и условии процесса,
например: цели и содержание обучения зависят
от требований общества к уровню образования
личности. Большая же часть закономерностей
проявляется как тенденция, то есть не
в каждом отдельном случае, а в статистическом
ряду, в некотором множестве случаев. Это
характерно для всех общественных процессов,
также и для процесса обучения, поскольку
он зависит от множества факторов: сознательной
деятельности учителя и учеников, культурных,
материальных условий и пр.
Многие закономерности обучения обнаруживаются
опытным, эмпирическим путем, и таким образом,
обучение может строиться на основе опыта,
так сказать, по здравому смыслу. Однако
построение эффективных систем обучения,
усложнение процесса обучения с включением
новых дидактических средств требует
теоретического знания о законах, по которым
протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса
обучения и внутренние. Первые характеризуют
зависимость обучения от общественных
процессов и условий: социально-экономической,
политической ситуации, уровня культуры,
потребностей общества в определенном
типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям процесса
обучения относятся связи между его компонентами:
между целями, содержанием, методами, средствами,
формами. Иначе говоря, это зависимость
между преподаванием, учением и изучаемым
материалом. Таких закономерностей в педагогической
науке установлено довольно много, большая
часть из них, как было сказано, действует
только при создании обязательных условий
обучения. Укажем на некоторые из них.
Существует закономерная связь между
обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя
преимущественно носит воспитывающий
характер. Воспитательное воздействие
его зависит от ряда условий, в которых
протекает обучение. Описание этих условий
характеризует частные проявления указанной
закономерности.
Другая закономерность говорит о том,
что есть зависимость между взаимодействием
учителя и ученика и результатами обучения. Согласно
этому положению обучение не может состояться,
если нет взаимообусловленной деятельности
участников процесса обучения, отсутствует
их единство. Частным, более конкретным
проявлением этой закономерности является связь
между активностью ученика и результатами
учения: чем интенсивнее, сознательнее
учебно-познавательная деятельность школьника,
тем выше качество обучения. Частное выражение
этой закономерности состоит в соответствии
целей учителя и учеников, при рассогласовании
целей эффективность обучения снижается.
Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся
в обучении при наличии определенных условий.
Прочность усвоения учебного материала
зависит от систематического прямого
и отсроченного повторения изученного,
от включения его в ранее пройденный и
в новый материал.
Развитие умственных умений и навыков
учащихся зависит от применения поисковых
методов, проблемного обучения и других
активизирующих интеллектуальную деятельность
приемов и средств.
Формирование понятий в сознании обучаемых
может состояться в том случае, если будет
организована специальная познавательная
деятельность по выделению существенных
признаков, явлений, объектов, операции
по сопоставлению и разграничению понятий,
по установлению их содержания, объема
и пр.
Указанные закономерности подчеркивают
одну важную педагогическую истину, суть
которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности
зависят от характера деятельности, в
которую включается учащийся. Именно
поэтому они служат базой для выработки
системы стратегических идей, которые
составляют ядро современной педагогической
концепции обучения. В сути своей эта концепция
сводится к следующим идеям:
Повторим, что задача дидактики
- устанавливать закономерности обучения
и, давая знание об этом учителю, делать
процесс обучения для него более
сознательным, управляемым, эффективным.
При этом следует помнить, что
в процессе обучения действуют, проявляются
и другие закономерности - психологические,
физиологические, гносеологические и
т.п. Их не надо путать с дидактическими
закономерностями, которые касаются главным
образом связей между учителем, учеником
и изучаемым материалом. Дидактические
закономерности устанавливаются с учетом
данных психологии и других наук и на основе
этих данных, но с позиций теории обучения
и в ее терминологии.
Таким образом, знание дидактических закономерностей
о том, как протекает процесс обучения,
наряду с психологическими и другими его
характеристиками позволяет ученым и
практикам построить его оптимально в
самых разных конкретных случаях. Законы
и закономерности служат теоретической
основой для выработки, постулирования
принципов обучения и правил практической
педагогической деятельности.