Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 23:41, контрольная работа
Необходимо сказать, что закономерности обучения еще не нашли, по общему признанию ученых, удовлетворительного изложения в педагогике. Однако там, где нет выявленных закономерностей, трудно говорить о науке. Почему так важен этот вопрос сегодня? Во-первых, перед обучением поставлены новые, более сложные цели развития личности. Во-вторых, значительно увеличен объем содержания образования, и одновременно предстоит решить вопрос о качестве обучения. Немаловажно и то, что сегодня в дидактике сложились разнообразные виды обучения. Это, в свою очередь, требует определить в каждом из них те связи, отношения, зависимости и порядок, которые приводят к успеху в обучении.
Введение.
Необходимо сказать, что закономерности обучения еще не нашли, по общему признанию ученых, удовлетворительного изложения в педагогике. Однако там, где нет выявленных закономерностей, трудно говорить о науке. Почему так важен этот вопрос сегодня? Во-первых, перед обучением поставлены новые, более сложные цели развития личности. Во-вторых, значительно увеличен объем содержания образования, и одновременно предстоит решить вопрос о качестве обучения. Немаловажно и то, что сегодня в дидактике сложились разнообразные виды обучения. Это, в свою очередь, требует определить в каждом из них те связи, отношения, зависимости и порядок, которые приводят к успеху в обучении. Однако самое главное — это то, что цели обучения, которые мы ставим (в различных масштабах), должны быть реализованы не на массе учеников, а на каждом обучаемом. А этого практически невозможно достичь без учета законов и закономерностей самого процесса обучения, которые вносят устойчивый порядок между его элементами.
Чтобы процесс обучения достиг своей цели, недостаточно только эмпирического его понимания. Необходимо построить строгую теоретическую концепцию, отправляясь от которой возможно понять и эффективно реализовать сам процесс. Вот здесь-то и нужны законы и закономерности.
Каждая наука познает законы изучаемой сферы действительности. Определенные законы и закономерности есть и в дидактике.
Закономерности процесса обучения
Дидактика как наука, имеет одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей.
Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерности» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условии процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом, обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения.
Общие закономерности процесса обучения
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок.
Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.
1. Закономерность цели обучения
Цель обучения зависит от:
уровня и темпов развития общества;
потребностей и возможностей общества;
уровня развития и возможностей педагогической науки, и практики.
2. Закономерность содержания обучения
Содержание обучения (образования) зависит от:
общественных потребностей и целей обучения;
темпов социального и научно-технического прогресса;
возрастных возможностей;
уровня развития теории и практики обучения;
материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;
характера и объема изучаемого материала;
организационно-педагогического воздействия обучающих;
обучаемости учащихся;
времени обучения.
4. Закономерность методов обучения
Эффективность дидактических методов зависит от:
знаний и навыков в применении методов;
цели обучения;
содержания обучения;
возраста учащихся;
учебных возможностей (обучаемости) учащихся;
материально-технического обеспечения;
организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением
Продуктивность обучения зависит от:
интенсивности обратных связей в системе обучения;
обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения
Продуктивность обучения зависит от:
внутренних стимулов (мотивов) обучения;
внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Конкретные закономерности обучения
Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.
Конкретные закономерности обучения
Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности
1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
2. Продуктивность усвоения
заданного объема знаний, умений
(в известных пределах) обратно
пропорциональна количеству
3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
4. Результаты обучения (в
известных пределах) находятся в
прямой пропорциональной
5. Результаты обучения (в
известных пределах) прямо пропорциональны
значимости для учащихся
6. Результаты обучения
зависят от способа включения
учащихся в учебную
7. Результаты обучения
зависят от применяемых
8. Результаты обучения
зависят от применяемых
9. Продуктивность усвоения
заданного объема знаний, умений
зависит от характера
10. Результаты обучения
зависят от способа
11. Результаты обучения
находятся в прямой
12. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».
Гносеологические закономерности
1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.
2. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.
3. Продуктивность усвоения
знаний, умений (в известных пределах)
прямо пропорциональна объему
практического применения
4. Умственное развитие
учащихся прямо
5. Результаты обучения
зависят от умения включать
изучаемый предмет в те связи,
носителем которых является
6. Продуктивность усвоения
знаний, умений находится в прямой
пропорциональной зависимости
7. Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала.
8. Продуктивность усвоения
зависит от уровня
Психологические закономерности
1. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.
2. Продуктивность обучения, (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.
3. Продуктивность обучения
(в известных пределах) прямо пропорциональна
количеству тренировочных
4. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.
5. Продуктивность обучения
(в известных пределах) прямо пропорциональна
уровню познавательной
6. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.
7. Результаты усвоения
конкретного учебного
8. Продуктивность обучения
зависит от уровня, силы, интенсивности
и особенностей мышления
9. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.
10. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.
11. Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.
12. Закон Йоста. При прочих
равных условиях для
13. Прочность запоминания
изученного материала зависит
от способа воспроизведения
14. Продуктивность деятельности
зависит от уровня
15. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).
16. Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г.Эббингауз).
17. При прочих равных
условиях эффективность
Кибернетические закономерности
1. Успешность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
2. Качество знаний зависит
от их контроля. Частота контроля
есть функция от
3. Качество обучения прямо
пропорционально качеству
4. Эффективность управления
находится в прямой
5. Продуктивность обучения
повышается, если модель действия,
которое необходимо выполнить, —
«программа движений» и ее
результаты — «программа цели»
опережают в мозгу саму
Социологические закономерности
1. Развитие индивида обусловлено
развитием всех других
2. Продуктивность обучения
зависит от объема и
3. Эффективность обучения
зависит от уровня «
4. Эффективность обучения
повышается в условиях
5. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.
6. Дидактогения (грубое отношение
учителя к обучаемым) ведет к
снижению эффективности
Организационные закономерности
1. Успешность обучения
зависит от организации. Лишь
такая организация обучения
2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
3. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.