Законы и закономерности в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:15, реферат

Краткое описание

Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных проблем в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности. Многообразие законов и закономерностей в педагогике очень велико(учеными и практиками выделяется более 100).
Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.
Во-первых, уточним понятия «закона» и «закономерности» , которые понимаются в педагогике как философские категории.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя  преимущественно носит воспитывающий  характер. Воспитательное воздействие  его зависит от ряда условий, в  которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные  проявления указанной закономерности.

Другая закономерность говорит  о том, что есть зависимость между  взаимодействием преподавателя и обучающегося и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью обучающегося и результатами обучения: чем интенсивнее, сознательнее его учебно-познавательная деятельность, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей преподавателя и обучающихся, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.

Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий:

- прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал;

- развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств;

- формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что  результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается обучащийся. Именно поэтому они служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения.

Также теоретиками и практиками выделено большое количество общих  и частных (конкретных) закономерностей.  
            Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. 
            К общим относятся следующие закономерности: 
           - цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; 
          - содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений; 
         - качества обучения. Качество обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения; 
        - методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса; 
       - управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий; 
      - стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. 
               Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения: 
       - собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.); 
       - гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т.д.); 
       - психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.); 
       - социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.); 
       - организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.).

Для непосредственной организации  обучения большое значение имеет  знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными  компонентами. Так, содержание конкретного  учебного процесса закономерно обусловлено  поставленными задачами. Методы и  средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной  ситуации.

Таким образом, знание законов и закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками, позволяет преподавателям построить его оптимально в самых разных конкретных случаях.

 

 


Информация о работе Законы и закономерности в педагогике