Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:15, реферат
Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных проблем в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности. Многообразие законов и закономерностей в педагогике очень велико(учеными и практиками выделяется более 100).
Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.
Во-первых, уточним понятия «закона» и «закономерности» , которые понимаются в педагогике как философские категории.
Существует закономерная
связь между обучением и
Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием преподавателя и обучающегося и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью обучающегося и результатами обучения: чем интенсивнее, сознательнее его учебно-познавательная деятельность, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей преподавателя и обучающихся, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.
Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий:
- прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал;
- развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств;
- формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.
Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается обучащийся. Именно поэтому они служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения.
Также теоретиками и практиками
выделено большое количество общих
и частных (конкретных) закономерностей.
Общие
закономерности свойственны любому образовательному
процессу, они охватывают всю систему
обучения.
К общим относятся следующие закономерности:
- цели
обучения. Цель обучения зависит от уровня
и темпов развития общества, его потребностей
и возможностей, уровня развития и возможностей
педагогической науки и практики;
- содержания
обучения. Содержание обучения зависит
от общественных потребностей и целей
обучения, темпов социального и научно-технического
прогресса, возрастных возможностей учащихся,
уровня развития теории и практики обучения,
материально-технических и экономических
возможностей учебных заведений;
- качества
обучения. Качество обучения зависит от
продуктивности предыдущего этапа обучения
и достигнутых на нем результатов, характера
и объема изучаемого материала, организационно-педагогического
воздействия обучающих, обучаемости учащихся,
времени обучения;
- методов обучения.
Эффективность дидактических методов
зависит от знаний и навыков в применении
методов, цели обучения, его содержания,
возраста учащихся, их учебных возможностей
(обучаемости), материально-технического
обеспечения, организации учебного процесса;
- управления обучением.
Продуктивность обучения зависит от интенсивности
обратных связей в системе обучения, обоснованности
корректирующих воздействий;
- стимулирования обучения.
Продуктивность обучения зависит от внутренних
стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных,
экономических, педагогических) стимулов.
Действие частных закономерностей распространяется
на отдельные стороны системы обучения.
К частным относятся закономерности процесса
обучения:
- собственно дидактические
(результаты обучения зависят от применяемых
методов, средств обучения, профессионализма
преподавателя и т.д.);
- гносеологические
(результаты обучения зависят от познавательной
активности учащихся, умения и потребности
учиться и т.д.);
- психологические
(результаты обучения зависят от учебных
возможностей учащихся, уровня и стойкости
внимания, особенностей мышления и т.д.);
- социологические
(развитие индивида зависит от развития
всех других индивидов, с которыми он находится
в прямом или косвенном общении, от уровня
интеллектуальной среды, от стиля общения
учителя с учащимися и т.д.);
- организационные
(эффективность процесса обучения зависит
от организации, от того, насколько он
развивает у учащихся потребность учиться,
формирует познавательные интересы, приносит
удовлетворение, стимулирует познавательную
активность и т.д.).
Для непосредственной организации обучения большое значение имеет знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации.
Таким образом, знание законов и закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками, позволяет преподавателям построить его оптимально в самых разных конкретных случаях.