Занятия лепкой во второй младшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.

Содержание

Введение
Материалы для занятий лепкой в ДОУ
Особенности пластической формы, создаваемой детьми второй младшей группы
Задачи обучения и прохождение программы
Методы и приемы обучения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки рф фгбоу впо «глазовский  государственный педагогический институт им.в.г. короленко»

Контрольная работа

Занятия лепкой во второй младшей  группе

 

[Введите  имя автора]

[Выберите  дату]


 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение
  2. Материалы для занятий лепкой в ДОУ
  3. Особенности пластической формы, создаваемой детьми второй младшей группы
  4. Задачи обучения и прохождение программы
  5. Методы и приемы обучения
  6. Заключение
  7. Литература

 

Введение

Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего  этого, чуть поработав пальцами, можно  что-нибудь слепить. Малыш еще плохо  держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам  такой пирожок или кулич, что  вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый  естественный для человека изобразительный  творческий процесс. Ведь и Бог, задумав  человека, вылепил его.

   Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве.

   Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.

   Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры.

   Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности  совершенно изолированно друг от друга.  Например, на занятиях по рисованию малыш может изобразить замечательный летний пейзаж с пушистыми облаками, ярко-зеленой травой. На аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит цветок, а на лепке на этот волшебный цветок приземлится пчела или стрекоза, сделанная из пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей действительности.

   Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.

Материалы для  занятий лепкой в ДОУ.

Для лепки в детском  саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский  цветной пластилин, технический  пластилин. Также возможно использование  нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто  и бумажная масса. Каждый из перечисленных  материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при  создании детских творческих работ  на занятиях по лепке.

Особенности пластической формы, создаваемой детьми второй младшей  группы

   Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска.        Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся изобразительные умения и навыки.

Задачи обучения и прохождение программы

   Задачи обучения лепке в данной группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.

квартал

   Для осуществления указанных задач проводится ряд упражнений, связанных с раскатыванием кома глины между ладонями прямыми движениями.

   Основная задача этих упражнений научить детей согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Детям предлагаются различные задания вылепить столбик или несколько столбиков, палочки, карандаши.

   Следующий этап это изменение знакомого предмета для получения другого, а именно колечка, баранки, бублика.

   Лепка кольца требует осуществления зрительного контроля, а для того чтобы форма получалась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами, что также является важным моментом как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке только пальцами создается живая интересная форма.    Одновременно с умениями изобразительного характера ребят учат правилам работы с глиной не пачкать стол и одежду, лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой, по окончании мыть руки. После того как дети усвоят лепку столбика и кольца, их учат лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут нужна координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму, а не овальную или расплющенную. При упражнениях детям предлагают вылепить шар, мяч, яблоко, апельсин, вишни. Изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке и способствует выполнению задач изобразительного характера дети постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов округлой формы. В одном случае они будут лепить большие яблоки, а в другом много маленьких шариков, чтобы затем, прикрепив их к сосновым иголочкам, получить вишенки.

   Дети должны получить удовольствие от вылепленных фигур и усвоить действия, которые образуют форму шара.

   Детей вначале обучают изображению дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут изобразить лепешку, печенье, пряник и украсить их, делая углубления на поверхности пальцем или специально приготовленными палочками печатками, которые в сечении могут иметь разную форму круг, квадрат.

   При украшении следует предоставить детям самостоятельность. Сначала дети хаотично располагают элементы (кружочки или квадратики), но постепенно при соответствующем обучении начинают украшать ими свои изделия более ритмично. Помимо плоскостного украшения, дети могут делать и объемные. Так, можно приготовить торт для кукол шарики побольше располагаются посередине, а маленькие по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки.

   Таким образом при изображении печенья, торта дети закрепляют технику лепки, а также учатся создавать образ предмета по собственному замыслу.

   После того как дети усвоили получение шара, цилиндра, диска, они могут перейти к изображению предметов, состоящих из нескольких частей. Дети делают самолет, снеговик, башенку из шариков, колец или дисков, мишку - неваляшку, куклу - неваляшку, зайку - неваляшку и птичку. Детям данной группы еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать части в нужном конструктивном порядке, поэтому следует предложить вылепить снеговика только из двух шаров большого и маленького, а самолет из трех валиков глины.

   Изображение этих предметов даже в таком упрощенном виде требует от детей умственного напряжения, разрешения целого ряда довольно сложных задач. Так, например, лепка снеговика предусматривает передачу его структуры, а для этого следует вылепить два шара разной величины, в основание положить большой, а сверху маленький шар. Кроме того, нужно плотно прижать одну часть к другой, не нарушая их форму. Лепка снеговика является предварительной работой перед изображением куклы - неваляшки, которая состоит из большего числа частей добавляются маленькие шарообразные руки. Еще более сложным является изображение мишки - неваляшки, так как дети должны сделать круглые уши путем прищипывания их от верхнего шара, изображающего голову. А если они лепят зайца - неваляшку, то уши можно вылепить из столбиков, немного расплющенных пальцами.

   Лепка любого предмета это создание образа, обладающего определенной выразительностью, которая складывается из формы, правильно переданных пропорций, дополнительных деталей и фактуры, поэтому начиная с младшей группы детей нужно подводить к использованию выразительных средств. Например, снеговики, куклы - неваляшки, мишки, зайцы будут намного выразительнее, если дети не только передадут форму и пропорции, но и подрисуют им палочкой глаза, нос, рот. Прием нанесения этих деталей детям знаком, так как они подобным способом уже делали украшения на вылепленных пряниках и печенье.

   Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев, и детям можно предложить вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев.

   В летнее время идет закрепление умений, полученных детьми в течение всего времени. Они могут вылепить вишни (глиняные шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи и фрукты. Обучение лепке строится так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа. Дети 34 лет могут уже в большей степени, чем дети третьего года жизни, лепить по собственному замыслу их жизненный опыт стал больше и они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки.

   Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из - за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Например, ребенок задумал изобразить снеговика, но вылепленные шарики напомнили ему яблоко. В результате ребенок вылепил несколько шариков и назвал их яблочки. Или ребенок, задумав лепить погремушку, стал соединять шар с палочкой - ручкой, но, скрепляя части, расплющил шар получившееся изделие напомнило ему грибок, и первоначальный замысел был изменен.

   На первых этапах обучения воспитатель может одобрить и эту работу, чтобы поддержать ребенка, но постепенно, по мере овладения способами лепки, должен направлять детей на выполнение первоначально задуманной темы, предлагать переделать фигурку.

   Постепенно, под влиянием обучения замыслы ребят становятся более устойчивыми, и, несмотря на то что форма предмета еще неотчетлива, они могут на протяжении одного занятия вылепить одну или две фигурки на самостоятельно задуманную тему.

Методы и приемы обучения

   Успешное проведение занятий как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей зависит от всей системы обучения, от того, какие методы и приемы избрал воспитатель, чтобы научить ребят изображению предметов в лепке. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различению и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур.

   Основное место отводится информационно - рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер. Для этого детей перед занятием объединяют в небольшие группы по 56 человек. Можно предложить покатать предмет между ладонями, если шар круговыми движениями, если цилиндр продольными.

   Обследовать подобным образом можно и предметы, состоящие из нескольких частей, например куклу - неваляшку. В таком случае внимание ребят направляется сначала на форму основных частей туловище, голову, а потом более мелких, дополняющих образ руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подведет ребенка к пониманию формы, но и позволит понять строение куклы. Одновременно идет уточнение пропорциональных соотношений между частями туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, куклу можно проанализировать и по количеству частей одно туловище, одна голова и две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе во второй младшей группе знакомство детей с основными геометрическими телами включает в себя и первоначальное обобщение усвоив форму шара или цилиндра, ребенок сможет в дальнейшем увидеть ее в других предметах. Например, шар в яблоке, апельсине, ягодах. На этой основе происходит формирование обобщенных умений и развитие способности действовать самостоятельно. Например, круглый апельсин нужно лепить так же, как яблоко. Части, из которых состоит снеговик, неваляшка тоже круглые и лепятся таким же способом.

   На первых занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Малыши сидят лицом к воспитателю, а он берет ком глины одной рукой, помещает его на раскрытую ладонь и производит необходимые движения. Беру кусок глины, говорит воспитатель, кладу на ладонь и раскатываю его вот так вперед, назад, вперед, назад. Вот какой получится столбик. Все действия воспитателя при показе способов должны быть четкими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения можно предложить перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Показ и объяснение должны занять не более 34 мин.

   Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать их еще раз.

   Хороший результат от занятия может быть достигнут только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой. Для этого можно обыграть тему занятия, сказав детям, что они будут лепить пряники для кукол, или предложить вылепленной кукле - неваляшке дать в руку маленький флажок. В том случае, если дети лепили цыплят, можно всех их поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы - наседки, которую заранее вылепил воспитатель. Игровые ситуации ведут к лучшему пониманию детьми образа, который они создают, а это очень важно, так как основная цель научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Интерес к образу вызывает положительные эмоции у ребят на протяжении всего занятия они это выражают действиями, мимикой, смехом, а после занятия вспоминают, как они лепили.

Информация о работе Занятия лепкой во второй младшей группе