Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе для детей от 3 – 4 летнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы приходится говорить о необходимости использования здоровьесберегающей педагогики. При этом здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Вложенные файлы: 1 файл

технологии здорсбер с 3до 4 лет.docx

— 18.76 Кб (Скачать файл)

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

для детей от 3 – 4 летнего возраста.

 

 В последние годы приходится говорить о необходимости использования здоровьесберегающей педагогики. При этом здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая технология - это: условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья детей и педагогов.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы, которые должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной деятельности воспитанников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

К специфическим принципам относятся:

1. Принцип не нанесения  вреда.

2. Принцип триединого представления  о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного  здоровья).

3. Принцип повторения умений  и навыков с целью выработки  динамических стереотипов.

4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность  от одной ступени обучения  к другой.

5. Принцип доступности  и индивидуализации имеет свои  особенности в оздоровительной  направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

6. Принцип непрерывности  выражает закономерности построения  педагогики оздоровления как  целостного процесса. Он тесно  связан с принципом системного  чередования нагрузок и отдыха.

7. Принцип цикличности. Упорядочению  процесса педагогики оздоровления  способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся  последовательности занятий, что  улучшает подготовленность ребенка  к каждому последующему этапу  обучения.

8. Принцип учета возрастных  и индивидуальных особенностей  воспитанников. Данный принцип способствует  формированию двигательных умений  и навыков, развитию двигательных  способностей ребенка, учету функциональных  возможности организма дошкольника.

9. Принцип всестороннего  и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее  значение, так как содействует  развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и  направленных на всестороннее  физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое  развитие личности ребенка.

10. Принцип оздоровительной  направленности решает задачи  укрепления здоровья ребенка  в период пребывания в ДОУ.

11. Принцип комплексного  междисциплинарного подхода предполагает  тесное взаимодействие педагогов  и медицинских работников.

12. Принцип формирования  ответственности у детей за  свое здоровье и здоровье окружающих  людей.

13. Принцип связи теории  с практикой призывает настойчиво  приучать дошкольников применять  свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья  на практике, используя окружающую  действительность не только как  источник знаний, но и как место их практического применения.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо определить основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет качественно использовать здоровьесберегающие подходы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию здоровьесберегающих подходов. Это движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе для детей от 3 – 4 летнего возраста