Здоровьесберегающий аспект использования модульной технологии в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:24, доклад

Краткое описание

Цель работы: показать здоровьесберегающий потенциал, заложенный в модульном обучении.
Гипотеза : использование модульной технологии обучения исключает стрессовые ситуации на уроке, благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышает интерес к предмету.
Прежде несколько слов о самой технологии, о её некоторых особенностях. Модульная технология Жанпеисовой состоит из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов, отведенных по учебной программе на тему или раздел.

Вложенные файлы: 1 файл

выступление на августовских пед - копия.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

Бастауыш мектепте модульдік технологияны қолданудың денсаулық сақтау аспектілері.

 

Здоровьесберегающий аспект использования модульной технологии в начальной школе.

 

  Васильева Татьяна  Петровна

Средняя общеобразовательная  школа № 4 им.К.Макпалеева

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –

… это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

                                                                                           В.А.Сухомлинский

 

   Актуальность исследования:

 Проанализировав причины  ухудшения здоровья младших школьников, специалисты на первое место  поставили стрессовые ситуации. Учитывая, что главной деятельностью  детей в школе является учебная деятельность, стрессовые ситуации подстерегают школьников именно на уроке. Крепкое эмоционально-психическое здоровье, комфортная обстановка будут, в свою очередь, влиять на эффективность учебного процесса. Изучая вопрос возникновения стрессовых ситуаций на уроке через наблюдение, беседу, анкетирование,  было выяснено, что чаще всего тревогу младших школьников вызывают: 
1. нехватка времени для выполнения задания (в силу психологических особенностей темп работы у разных учащихся является различным); 
2. невозможность обращения к учителю за личной помощью во время урока; 
3. плохое усвоение учебного материала в условиях фронтальной работы. 
В связи с этим, для предотвращения ухудшения здоровья учащихся нужна технология, исключающая стрессовые ситуации во время урока. На протяжении 2-х лет велась работа по созданию условий для внедрения модульной технологии на уроках в начальной школе. Результаты показали, что данная технологии является актуальной и перспективной. 
   Цель работы: показать здоровьесберегающий потенциал, заложенный в модульном обучении.

     Гипотеза :  использование модульной технологии  обучения исключает стрессовые ситуации на уроке, благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышает интерес к предмету.

       Прежде несколько слов о самой технологии, о её некоторых особенностях. Модульная технология Жанпеисовой состоит из трех структурных частей:        вводной, диалогической  и итоговой.

Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов, отведенных по учебной программе на тему или раздел.

 

Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшееся время отведено на диалогическую часть.

Во вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами. Затем учитель кратко (в течение 10-20 минут) в форме лекции-беседы, лекции-диалога объясняет учебный материал, рассчитанный на изучение в течение всех часов данного учебного модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы и т.д., то есть на знаковые модели.

Многократная проработка учебного материала учащимися производится на уроках диалогической части.

В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы от 2 до 6 человек. Обучение, построенное на общении и диалоге, осуществляется в учебном процессе посредством применения активных форм. К ним относятся:

    • Групповая или индивидуально-групповая
    • Парная
    • Коллективная
    • Семинар
    • Учебная конференция
    • Диспут
    • Групповая дискуссия и т.д.

 

    Особое место среди средств активизации учебного процесса занимает игра, игровое обучение.

    Формы организации уроков диалогической части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься, что делать в течение урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами (если это обучающие игры) или построением и ходом урока.

Итоговая часть учебного модуля - контрольная.

Знания, умения и навыки учащихся по теме или разделу оцениваются по отметкам, полученным  в итоговой (контрольной) части учебного модуля.

      Технология модульного обучения является адаптивной, природосообразной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития,  в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся как способных и увлеченных людей.

 

           Разработав ряд модулей для уроков познания мира в начальной школе и опробировав их, выявлено, что модульная технология обеспечивает:

1.Создание благоприятного психологического климата на уроке

2. Исключение стрессовых ситуаций , что благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышение интереса к предмету;

3. Возможность выйти за границы учебника и привлекать дополнительные источники информации; 
4. Индивидуальный подход в обучении; 
5. Формирование у учащихся навыков самообразования и самоконтроля;

6. Формирование у младших школьников учебно-познавательных мотивов посредством осознания учащимися учебной задачи.

      Модуль по познанию мира 1 класс по теме «Разнообразие животных» опубликован в республиканском интернет- журнале «Коллеги» ( имеется свидетельство о публикации)

Какие же приёмы и формы работы  использую для здоровьесбережения на уроке?

Для того, чтобы заинтересовать и вовлечь учащихся в активную работу, создать благоприятную психологическую атмосферу в начале каждого урока провожу минутку психологического настроя.

Н-р: Прозвенел звонок

         Начался урок

         Вы друг к другу повернитесь

         Улыбнитесь и садитесь.

 

Прозвенел звонок для  нас. 
Все зашли спокойно в класс. 
Встали все у парт красиво,  
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Вижу, класс наш хоть куда. 
Мы начнём урок, друзья.

 

Во вводной части  учебного модуля, к первому уроку (вводной лекции, лекции- диалогу) использую электронные презентации ( н-р презентация по теме «Животные»), видео- материал, что повышает интерес к предмету и мотивацию учащихся.

В диалогической части  модуля использую разноуровневые  задания, обеспечивающие личностно- ориентированный подход к обучению; также использую обучающие игры «Счастливый случай», «Пересказ по кругу», «Базар головоломок»… Использование обучающих игр, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности .

В диалогической части  отрицательная оценка не ставится, оценивание носит стимулирующий , поощрительный  характер, что  положительно сказывается  на психологическом состоянии ребенка.

Очень часто на уроках используются дополнительные источники  информации.

 

 

 

«Уроки Кирилла и  Мефодия. Окружающий мир. 1-4класс» - это  мультимедийный учебник, который  содержит  увлекательные тематические уроки, видео- фрагменты, интерактивные тренажеры.

 

 

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» изобилует  самыми интересными материалами из разных отраслей науки и техники, природы и истории, животных и растений, выдающихся деятелей и еще много много другого. А интерактивные приложения и 3D анимация, викторины, развивающие игры не дадут соскучится ни одному ребенку.

      Итоговая часть модуля – контрольный тест, обязательно с последующей коррекционной работой.

Завершение урока –  важный этап, это подведение итогов. При этом нужно сохранить положительное  впечатление от полученной информации на уроке , чтобы ребенок ушел с урока в хорошем настроении.

 
    Проведенные исследования показали высокую эффективность технологии модульного обучения в оптимизации психологического комфорта учащихся. Использование данной технологии приводит к снижению уровня школьной тревожности, утомляемости учащихся, повышается мотивация, активность

детей, улучшается настроение учащихся.

 

                       

                              Динамика психологических показателей:

 

                                                     Тревожность

Утомляемость

 

Мотивация

 

  

 

     Использование  модульной технологии приводит к снижению показателей заболеваемости детей, в частности существенно уменьшилось количество детей  подверженных ОРВИ.

Значительно повысилось качество знаний учащихся по познанию мира.

  Высокая результативность технологии доказана на практике. В настоящее время учащиеся , при обучении которых в начальной школе на уроках использовалась модульная технология, показывают высокие результаты, отличную сформированность учебной деятельности, в классе царит здоровая атмосфера.

                                  

 

 

 

 

                              Качество знаний

 

 

 

   Внедрение в практику работы приёмов здоровьесбережения позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.




Информация о работе Здоровьесберегающий аспект использования модульной технологии в начальной школе