Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:24, доклад
Цель работы: показать здоровьесберегающий потенциал, заложенный в модульном обучении.
Гипотеза : использование модульной технологии обучения исключает стрессовые ситуации на уроке, благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышает интерес к предмету.
Прежде несколько слов о самой технологии, о её некоторых особенностях. Модульная технология Жанпеисовой состоит из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов, отведенных по учебной программе на тему или раздел.
Бастауыш мектепте модульдік технологияны қолданудың денсаулық сақтау аспектілері.
Здоровьесберегающий аспект использования модульной технологии в начальной школе.
Васильева Татьяна Петровна
Средняя общеобразовательная школа № 4 им.К.Макпалеева
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –
… это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Актуальность исследования:
Проанализировав причины
ухудшения здоровья младших
1. нехватка времени для выполнения задания
(в силу психологических особенностей
темп работы у разных учащихся является
различным);
2. невозможность обращения к учителю за
личной помощью во время урока;
3. плохое усвоение учебного материала
в условиях фронтальной работы.
В связи с этим, для предотвращения ухудшения
здоровья учащихся нужна технология, исключающая
стрессовые ситуации во время урока. На
протяжении 2-х лет велась работа по созданию
условий для внедрения модульной технологии
на уроках в начальной школе. Результаты
показали, что данная технологии является
актуальной и перспективной.
Цель работы: показать
здоровьесберегающий потенциал, заложенный
в модульном обучении.
Гипотеза : использование модульной технологии обучения исключает стрессовые ситуации на уроке, благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышает интерес к предмету.
Прежде несколько слов о самой технологии, о её некоторых особенностях. Модульная технология Жанпеисовой состоит из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов, отведенных по учебной программе на тему или раздел.
Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшееся время отведено на диалогическую часть.
Во вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами. Затем учитель кратко (в течение 10-20 минут) в форме лекции-беседы, лекции-диалога объясняет учебный материал, рассчитанный на изучение в течение всех часов данного учебного модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы и т.д., то есть на знаковые модели.
Многократная проработка
учебного материала учащимися
В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы от 2 до 6 человек. Обучение, построенное на общении и диалоге, осуществляется в учебном процессе посредством применения активных форм. К ним относятся:
Особое место среди средств активизации учебного процесса занимает игра, игровое обучение.
Формы организации уроков диалогической части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься, что делать в течение урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами (если это обучающие игры) или построением и ходом урока.
Итоговая часть учебного модуля - контрольная.
Знания, умения и навыки учащихся по теме или разделу оцениваются по отметкам, полученным в итоговой (контрольной) части учебного модуля.
Технология модульного обучения является адаптивной, природосообразной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся как способных и увлеченных людей.
Разработав ряд модулей для уроков познания мира в начальной школе и опробировав их, выявлено, что модульная технология обеспечивает:
1.Создание благоприятного психологического климата на уроке
2. Исключение стрессовых ситуаций , что благотворно сказывается на состоянии здоровья учащихся и повышение интереса к предмету;
3. Возможность выйти за границы учебника
и привлекать дополнительные источники
информации;
4. Индивидуальный подход в обучении;
5. Формирование у учащихся навыков самообразования
и самоконтроля;
6. Формирование у младших школьников учебно-познавательных мотивов посредством осознания учащимися учебной задачи.
Модуль по познанию мира 1 класс по теме «Разнообразие животных» опубликован в республиканском интернет- журнале «Коллеги» ( имеется свидетельство о публикации)
Какие же приёмы и формы работы использую для здоровьесбережения на уроке?
Для того, чтобы заинтересовать и вовлечь учащихся в активную работу, создать благоприятную психологическую атмосферу в начале каждого урока провожу минутку психологического настроя.
Н-р: Прозвенел звонок
Начался урок
Вы друг к другу повернитесь
Улыбнитесь и садитесь.
Прозвенел звонок для
нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Во вводной части учебного модуля, к первому уроку (вводной лекции, лекции- диалогу) использую электронные презентации ( н-р презентация по теме «Животные»), видео- материал, что повышает интерес к предмету и мотивацию учащихся.
В диалогической части модуля использую разноуровневые задания, обеспечивающие личностно- ориентированный подход к обучению; также использую обучающие игры «Счастливый случай», «Пересказ по кругу», «Базар головоломок»… Использование обучающих игр, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности .
В диалогической части
отрицательная оценка не ставится,
оценивание носит стимулирующий , поощрительный
характер, что положительно сказывается
на психологическом состоянии
Очень часто на уроках используются дополнительные источники информации.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4класс» - это мультимедийный учебник, который содержит увлекательные тематические уроки, видео- фрагменты, интерактивные тренажеры.
«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» изобилует самыми интересными материалами из разных отраслей науки и техники, природы и истории, животных и растений, выдающихся деятелей и еще много много другого. А интерактивные приложения и 3D анимация, викторины, развивающие игры не дадут соскучится ни одному ребенку.
Итоговая часть модуля – контрольный тест, обязательно с последующей коррекционной работой.
Завершение урока – важный этап, это подведение итогов. При этом нужно сохранить положительное впечатление от полученной информации на уроке , чтобы ребенок ушел с урока в хорошем настроении.
Проведенные исследования
показали высокую эффективность технологии
модульного обучения в оптимизации психологического
комфорта учащихся. Использование данной
технологии приводит к снижению уровня
школьной тревожности, утомляемости учащихся,
повышается мотивация, активность
детей, улучшается настроение учащихся.
Динамика психологических показателей:
Утомляемость
Мотивация
Использование модульной технологии приводит к снижению показателей заболеваемости детей, в частности существенно уменьшилось количество детей подверженных ОРВИ.
Значительно повысилось качество знаний учащихся по познанию мира.
Высокая результативность технологии доказана на практике. В настоящее время учащиеся , при обучении которых в начальной школе на уроках использовалась модульная технология, показывают высокие результаты, отличную сформированность учебной деятельности, в классе царит здоровая атмосфера.
Качество знаний
Внедрение в практику работы приёмов здоровьесбережения позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.
Информация о работе Здоровьесберегающий аспект использования модульной технологии в начальной школе