Здоровье сберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 19:41, доклад

Краткое описание

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Здоровье сберегающие технологии.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

 

Здоровье сберегающие технологии

 

Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

 Цель здоровьесберегающих образовательных  технологий обеспечить ребенку  в условиях комплексной информатизации  образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

1. Здоровье физическое.

2. Здоровье психическое.

3. Здоровье социальное.

4. Здоровье нравственное.

 Критерии оценки здоровья:

 • Уровень работоспособности.

 • Оценка наличия вредных  привычек.

 • Выявление физических дефектов.

 • Оптимальный двигательный  режим.

 • Рациональное питание.

 • Закаливание и личная  гигиена.

 • Положительные эмоции.

 • Социальное благополучие.

 Принципы здоровьесберегающих  технологий:

 • принцип «Не навреди!»;

 • принцип сознательности  и активности;

 • непрерывности здоровьесберегающего  процесса;

 • систематичности и последовательности;

 • принцип доступности и  индивидуальности;

 • всестороннего и гармонического  развития личности;

 • системного чередования  нагрузок и отдыха;

 • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

 • возрастной адекватности  здоровьесберегающего процесса  и др.

 Формы занятий:

 • с использованием профилактических  методик;

 • с применением функциональной  музыки;

 • с чередованием занятий  с высокой и низкой двигательной активностью;

 • через оздоровительные  мероприятия;

 • создания здоровьесберегающей  среды.

 Средства здоровьесберегающих  технологий:

1.Средства двигательной направленности:

 • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

 • физические упражнения;

 • физкультминутки, лечебная  физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

 

 

3.Гигиенические факторы (выполнение  санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)

 Методы здоровьесберегающих  технологий: фронтальный, групповой, практический  метод, познавательная игра, игровой  метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

 Существуют следующие приемы:

1.Защитно-профилактические (личная  гигиена и гигиена обучения).

2.компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная  гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)

3.Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

4.Информационно-обучающие (письма, адресованные  родителям, педагогам). Здоровье физическое - это состояние, при котором у  человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

 У детей до семи лет  среди заболеваний занимают: 1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные  болезни; 3 место - болезни нервной  системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

 С учетом этого программа  здоровьесбережения включает следующие  компоненты:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма  двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.

4. Предупреждение вредных привычек  и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной  устойчивости

 Необходимо проводить диагностику  здоровья детей.

 Диагностика - процесс распознания  и оценки индивидуальных биологических  и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных  данных о здоровье.

 Цель диагностики здоровья  детей - способствовать укреплению  здоровья ребенка, его гармоничному  развитию. Диагностируя здоровье  детей, на практике выделяют 2 направления:

 • оценка физического развития;

 • оценка физиологических  возможностей организма (резервов  здоровья).

 Основной причиной успешной  работы в данном направлении  может являться только наличие  системности.

 Существует десять золотых  правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте  вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной  деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно  больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим  только добра!

 Таким образом, здоровьесберегающие  технологии можно рассматривать  как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 

 

 • Занятия проводятся индивидуальные  и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.

 Современные здоровьесберегающие  технологии.

 Виды здоровьесбере-гающих педагогических  технологий Время проведения  в режиме дня Особенности методики  проведения

 Стретчинг Не раньше чем  через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего  возраста в физкультурном или  музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

 Ритмопластика Не раньше  чем через 30 мин. после приема  пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

 Динамические паузы Во время  занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости  детей Рекомендуется для всех  детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

 Подвижные и спортивные игры  Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

 Релаксация В любом подходящем  помещении. В зависимости от состояния  детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

 Технологии эстетической направленности  Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

 Гимнастика пальчиковая С  младшего возраста индивидуально  либо с подгруппой ежедневно  Рекомендуется всем детям, особенно  с речевыми проблемами. Проводится  в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

 Гимнастика для глаз Ежедневно  по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности  зрительной нагрузки с младшего  возраста Рекомендуется использовать  наглядный материал, показ педагога

 Гимнастика дыхательная В  различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 Гимнастика бодрящая Ежедневно  после дневного сна, 5-10 мин. Форма  проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

 Гимнастика корригирующая В  различных формах физкультурно-оздоровительной  работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

 Гимнастика ортопедическая  В различных формах физкультурно-оздоровительной  работы Рекомендуется детям с  плоскостопием и в качестве  профилактики болезней опорного  свода стопы

 

 Литература:

1. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие  технологии».

2. Э.М. Казин «Основы индивидуального  здоровья человека».

3. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие  образовательные технологии в  работе педагога».


Информация о работе Здоровье сберегающие технологии