Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – раскрыть роль диагностики в системе дошкольного образования.
Задачами работы являются:
рассмотреть значение диагностики математического развитие в системе ДОУ;
рассмотреть показатели математического развития при оценке готовности детей к обучению в школе;
подобрать диагностические методики для выявления уровня математической готовности ребенка к школьному обучению.

Содержание

Введение
1
Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста
2
Показатели и уровни математического развития детей
3
Математическая готовность детей к обучению в школе
4
Подбор диагностических методик для выявления готовности детей к обучению в школе

Вывод

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика математического развития детей дошкольного возраста.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Воспитатель должен знать не только как обучать  дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые  он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление уровня математического развития перед поступлением детей в школу. Этому способствуют диагностические тесты: индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. п. При этом следует выделить основные компоненты готовности ребенка к усвоению математики в школе: мотивационный, содержательный и процессуальный.

Мотивационный компонент готовности включает:

    • положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;
    • интерес к математической стороне действительности;
    • желание изучать математику.

Содержательный  компонент включает прежде всего  знания детей в соответствии с  программой детского сада:

    • объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, возможность усвоения их в самостоятельной деятельности (гибкость);
    • особенности развития речи (усвоение математической терминологии);
    • уровень познавательной активности в целом.

Процессуальный  компонент – это:

    • специальные умения (считать, измерять, вычислять и др.);
    • умения и навыки учебной деятельности (планировать, самостоятельно выполнять деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку).

Исследования  показывают, что высокий уровень  интеллектуального развития ребенка  не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в начале обучения в школе проявляется отсутствие у детей положительного отношения к новому способу жизни, предполагающему соответствующие изменения условий, правил, требований режима обучения, жизни и деятельности в целом. Поэтому в детском саду воспитатели также должны формировать положительное отношение дошкольников к обучению, которое включает стремление ребенка достичь нового социального положения, т. е. стать школьником. Ребенок должен понимать важность школьного обучения, уважать учителей и их труд, уважать старших товарищей по школе, любить книгу, добросовестно относиться к ней.

 

 

4. Подбор диагностических методик  для выявления готовности детей  к обучению в школе

Диагностика на определение уровня развития детей  по усвоению программного материала проходит в два этапа. Вводный – в начале  года, и заключительный – в конце года, также существует промежуточный этап - в середине года, по желанию педагога или в связи с корректировкой программы. Для этого подбираются игровые упражнения, задания (в письменной и устной форме), соответствующие задачам обследования. Формы проведения обследования могут быть разными: групповые и индивидуальные, письменное выполнение задания, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

При групповом  обследовании группа детей не должна превышать 10-12 человек. Дети садятся за столы, на столах лежит необходимый для обследования материал. Каждое задание следует читать достаточно  громко, в ровном спокойном темпе. (Не должно быть слов от себя). Переходить к чтению следующего задания следует тогда, когда выполнят примерно 95% проверяемых. Дети, которые не успели выполнить, тоже переходят к следующему заданию. На выполнение каждого задания затрачивается не более трех минут. Если в ходе работы дети устали, то необходимо провести физкультминутку. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать продолжительность занятия соответственно возрасту.

Индивидуальное  обследование должно проводиться на следующий день после фронтального. Основное содержание индивидуального обследования составляют вопросы математического характера, проводится с каждым ребенком, другие дети не слышат.

Вопросы содержат основной программный материал. В  начале года обследование проводится по вопросам предыдущего учебного года (в старшей группе в начале года по вопросам средней группы, в конце года по вопросам старшей группы). В начале года выявляются пробелы в знаниях программного материала, и намечается коррекционная  работа с отстающими детьми на период первой половины учебного года. В конце года также намечается коррекционная работа на летний период.

Для детей  подготовительной группы примерно в  марте – апреле проводятся беседы на выявление уровня математического  развития детей при подготовке к  школе. Беседы содержат вопросы математического содержания, и преследуют цель  коррекционной работы на летний период.

Диагностическое обследование проходит по основным направлениям развития элементарных математических представлений соответственно возрасту. При выставлении итоговой оценки каждому воспитаннику учитываются результаты разных уровней.

Вывод

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включенной, в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям  ребенка правильно строить с  ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: С какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволят родителям и педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход, в этом и заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

 

Список  литературы

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.: ил.
  2. Гафурова Л. Н., Диагностика математических представлений в детском саду. Методические рекомендации для воспитателей. – Альметьевск, 2012. – 20с.
  3. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.
  4. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  5. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. М.:ТЦ Сфера ,2007 рабочая тетрадь Е.В. Колесникова



Информация о работе Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста