Значение духовно-нравственного воспитания в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 12:15, творческая работа

Краткое описание

Текст творческой работыПедагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда же возникло воспитание? Это не простой вопрос, на который давно пытаются ответить различные отрасли человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнография, антропология. В 19 веке было создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания:
1. Эволюционная или социолого – антропологическая теория франц. этнографа Шарля Летурно (1831-1904).
2. Социолого – психологическая теория профессора педагогики Пауля Монро (1869-1947)
3. Социолого – трудовая теория немецких политологов, основателей марксистской философии К. Маркса (1818-1831) и Ф. Энгельса (1820-1895)

Вложенные файлы: 1 файл

minaeva_tvorcheskaia_rabota.doc11.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Северодвинский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Сравнительная педагогика

Тема

Значение духовно-нравственного воспитания в современной школе.

Фамилия

Минаева

Имя

Александра

Отчество

Юрьевна

№ контракта

1371112404201017


 

Основная часть

Значение духовно-нравственного воспитания в современной школе.

Текст творческой работыПедагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда же возникло воспитание? Это не простой вопрос, на который давно пытаются ответить различные отрасли человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнография, антропология. В 19 веке было создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания:

1. Эволюционная или социолого –  антропологическая теория франц. этнографа Шарля Летурно (1831-1904).

2. Социолого – психологическая  теория профессора педагогики  Пауля Монро (1869-1947)

3. Социолого – трудовая теория  немецких политологов, основателей марксистской философии К. Маркса (1818-1831) и Ф. Энгельса (1820-1895)

4. Духовно - культурологическая –  немецкого педагога Карла Шмидта(1819-1864), и др. Авторы считают, что воспитание  появилось когда человек стал Homo sapiens – (существом разумным) т.е. 40 000 лет до н.э. Все они согласны с тем, что воспитание – это явление социальное (присущее чел. обществу), даже если его начало лежит в глубинных истоках биологического происхождения человека (Ш. Летурно, П. Монро). Основной смысл суждений Ш. Летурно таков: « Человечество как оно есть…есть результат слепого и бессвязного воспитания, которое дано было ему, с одной стороны природой, с другой стороны, социальным бытом »П. Монро, в отличие от Ш.Летурно, который инстинктивные действия животных отождествлял с воспитательной практикой первобытных людей, признавал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению и заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Марксисты считали, что человека создал труд и именно с момента применения им первого примитивного орудия возникла новая социальная функция – воспитание.Теория К. Шмидта утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений. У Шмидта в качестве ведущего и всеобъемлющего фактора развития воспитания выступает идея духовности, воплощённая в культуре. Каждая из этих теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления, но представляется, что надо не решать какая из них самая правильная, а принять их в совокупности, так как в каждой из них есть доля истины. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились также с давних времён. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности доброжелательного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: Конечно, образование ума и отягощение его знаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным чиновником и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой… Убеждённые в том, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями. Нравственное воспитание это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Цель и задачи воспитания в современной школе. Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передаёт понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали, это, без сомнения – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет её нравственное формирование. Мораль – нормы и правила, которые относятся к её сфере, в отличие от правовых норм, т.е. правил поведения устанавливаемых государством, обязательного характера не имеют и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже серьёзный характер. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдений. Для этого в этике (от лат. ethica- обычай, характер) – философской науке о морали – существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них, характеризуется как нравственное зло.Нравственное воспитание направленно также и на ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимания их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникает острая потребность возродить общественные ценности. Главная такая ценность – жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и на свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты. Актуальной проблемой остаётся отношение к детям как к ценности. Дать жизнь ещё одному человеческому существу, иметь детей, воспитывать их – на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив « жить для себя», либо относятся к детям как к досадной помехе, уклоняются от своих родительских обязанностей. Всё чаще молодые мамы отказываются от своих детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы. Ещё одна общечеловеческая ценность – свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. На этом фоне отчётливо виден низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников и выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина – нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребёнка нужно как можно скорее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине. Не утратили своего значения, а наоборот, стали ещё важнее такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношение к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодёжи – вот далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают нравственную сферу и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идёт процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений. Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании всё намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без основания утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они не казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приёмы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной. В структуру этических воспитательных дел педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека. Нравственно убеждённый человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признаёт необходимость их выполнения. Но знание и понимание нравственных норм ещё не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманны, критически переработаны воспитанниками. Тогда древняя истина: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, - приобретёт понятный и конкретный смысл. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлением личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не выработав навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умению обращаться, деликатности в словах. Для воспитания патриотизма, коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.д.

 

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Научный метод

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод

2

Научный метод

http://www.referats.net/

3

Научный метод

http://referat.students.ru


 

 

 

 


 



Информация о работе Значение духовно-нравственного воспитания в современной школе