Основные
данные о работе
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Северодвинский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Сравнительная педагогика |
Тема |
Значение духовно-нравственного воспитания
в современной школе. |
Фамилия |
Минаева |
Имя |
Александра |
Отчество |
Юрьевна |
№ контракта |
1371112404201017 |
Основная
часть
Значение
духовно-нравственного воспитания в современной
школе.
Текст
творческой работыПедагогика как наука
сформировалась значительно позже, чем
появилось в человеческом обществе то,
что она изучает – воспитание. Когда же
возникло воспитание? Это не простой вопрос,
на который давно пытаются ответить различные
отрасли человеческого знания, и прежде
всего философия, история, этнография,
антропология. В 19 веке было создано несколько
концепций, объясняющих появление воспитания:
1.
Эволюционная или социолого –
антропологическая теория франц.
этнографа Шарля Летурно (1831-1904).
2.
Социолого – психологическая
теория профессора педагогики
Пауля Монро (1869-1947)
3.
Социолого – трудовая теория
немецких политологов, основателей
марксистской философии К. Маркса (1818-1831)
и Ф. Энгельса (1820-1895)
4.
Духовно - культурологическая –
немецкого педагога Карла Шмидта(1819-1864),
и др. Авторы считают, что воспитание
появилось когда человек стал
Homo sapiens – (существом разумным) т.е. 40
000 лет до н.э. Все они согласны с тем, что
воспитание – это явление социальное
(присущее чел. обществу), даже если его
начало лежит в глубинных истоках биологического
происхождения человека (Ш. Летурно, П.
Монро). Основной смысл суждений Ш. Летурно
таков: « Человечество как оно есть…есть
результат слепого и бессвязного воспитания,
которое дано было ему, с одной стороны
природой, с другой стороны, социальным
бытом »П. Монро, в отличие от Ш.Летурно,
который инстинктивные действия животных
отождествлял с воспитательной практикой
первобытных людей, признавал, что решающее
значение в воспитании принадлежит социальному
окружению и заложенной в человеке от
рождения способности к подражанию. Марксисты
считали, что человека создал труд и именно
с момента применения им первого примитивного
орудия возникла новая социальная функция
– воспитание.Теория К. Шмидта утверждает,
что воспитание появилось, когда человек
стал замечать и понимать необходимость
знаний и умений. У Шмидта в качестве ведущего
и всеобъемлющего фактора развития воспитания
выступает идея духовности, воплощённая
в культуре. Каждая из этих теорий по-своему
объясняет возникновение воспитания,
делая акценты на разных аспектах этого
сложного социального явления, но представляется,
что надо не решать какая из них самая
правильная, а принять их в совокупности,
так как в каждой из них есть доля истины.
Вопросы о решающей роли нравственного
воспитания в развитии и формировании
личности осознавались и ставились также
с давних времён. Они связывались главным
образом с тем, что только нравственное
воспитание обеспечивает формирование
у личности доброжелательного характера
и доброжелательных отношений к людям.
Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В
трактате «Наставление нравов» он приводил
изречение древнеримского философа Сенеки:
«Научись сперва добрым нравам, а затем
мудрости, ибо без первой трудно научиться
последней». Там же он цитировал народное
изречение: «Кто успевает в науках, но
отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт,
чем успевает». Очень высоко оценивал
нравственное воспитание Л.Н. Толстой:
« Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно
больше добра. Из педагогов – классиков
прошлого наиболее полно и ярко характеризовал
роль нравственного воспитания в развитии
личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном
элементе в воспитании» он писал: Конечно,
образование ума и отягощение его знаниями
много принесёт пользы, но, увы, я никак
не полагаю, чтобы ботанические или зоологические
познания могли сделать гоголевского
городничего честным чиновником и совершенно
убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков
посвящён во все тайны органической химии,
он останется тем же весьма вредным для
общества пронырой… Убеждённые в том,
что нравственность не есть необходимое
последствие учёности и умственного развития,
мы ещё убеждены и в том, что…влияние нравственное
составляет главную задачу воспитания,
гораздо более важную, чем развитие ума
вообще, наполнение головы познаниями.
Нравственное воспитание это сложный
и противоречивый социально-исторический
процесс. Передача знаний и опыта осуществляется
всеми социальными институтами: общественными
организациями, средствами массовой информации,
церковью, семьёй, образовательными учреждениями
разного уровня и направленности. Цель
и задачи воспитания в современной школе.
Системность, комплексность, последовательность,
непрерывность воспитания лучше других
передаёт понятие «воспитательное дело»,
которым в последнее время предпочитают
пользоваться теоретики и практики. Воспитательное
дело – это вид (форма) организации и осуществления
конкретной деятельности воспитанников.
Главные его отличительные особенности
– необходимость, полезность, осуществимость.
Воспитательный процесс состоит из цепи
непрекращающихся воспитательных дел.
Воспитательные дела имеют коллективный
и творческий характер и поэтому называются
коллективными воспитательными делами
или коллективными творческими делами.
Нравственное воспитание – это целенаправленное
и систематическое воздействие на сознание,
чувства и поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной
морали, это, без сомнения – важнейшая
задача школы. В процессе воспитания личности
исключительно важное значение имеет
её нравственное формирование. Мораль
– нормы и правила, которые относятся
к её сфере, в отличие от правовых норм,
т.е. правил поведения устанавливаемых
государством, обязательного характера
не имеют и практически от самой личности
зависит их соблюдение. Когда же тот или
иной человек их нарушает, общество, знакомые
и незнакомые люди имеют только одно средство
воздействия на него – силу общественного
мнения: упрёки, моральное порицание и,
наконец, общественное осуждение, если
аморальные действия и поступки приобретают
уже серьёзный характер. Соблюдение моральных
норм и правил базируется не на принуждении,
а главным образом на сознательности самой
личности, на понимании ею этих норм и
правил и необходимости их соблюдений.
Для этого в этике (от лат. ethica- обычай,
характер) – философской науке о морали
– существуют две основные нравственные
категории – добро и зло. Соблюдение моральных
требований, их поддержка личностью обычно
ассоциируется с добром. Нарушение же
моральных норм и правил, отступление
от них, характеризуется как нравственное
зло.Нравственное воспитание направленно
также и на ознакомление с нравственными
идеалами, требованиями общества, понимания
их правомерности и разумности; превращение
нравственных знаний в нравственные убеждения,
создание системы этих убеждений; формирование
устойчивых нравственных чувств и качеств,
высокой культуры поведения как одного
из главных проявлений уважения человека
к людям; формирование нравственных привычек.
Содержание нравственного воспитания
в современной школе претерпевает существенные
изменения в связи с тем, что возникает
острая потребность возродить общественные
ценности. Главная такая ценность – жизнь.
Право человека на жизнь свято и нерушимо.
С молоком матери дети должны впитать
истину, что покушение на жизнь и здоровье
других людей и на свою жизнь недопустимо.
Сегодня большую тревогу вызывает увеличение
числа самоубийств среди школьников. Некоторые
из них идут на это потеряв смысл жизни,
утратив идеалы, оказавшись в изоляции.
Христианская мораль на протяжении веков
учила: когда трудно, неуютно, одиноко,
надо идти к людям, искать у них помощи
и защиты. Актуальной проблемой остаётся
отношение к детям как к ценности. Дать
жизнь ещё одному человеческому существу,
иметь детей, воспитывать их – на это,
к сожалению, нет установки у многих молодых
людей. В школе растут будущие отцы и матери,
воспитатели своих детей. Однако до недавнего
времени педагоги их так не воспринимали,
в результате чего установка на брак, материнство,
отцовство, на исполнение родительских
обязанностей у многих выпускников школ
не сформирована. Молодые люди, вступив
в брак, или вообще не хотят иметь детей,
решив « жить для себя», либо относятся
к детям как к досадной помехе, уклоняются
от своих родительских обязанностей. Всё
чаще молодые мамы отказываются от своих
детей в роддоме или бросают их на произвол
судьбы. Ещё одна общечеловеческая ценность
– свобода. В условиях демократизации
значительно возросли права и свободы
личности. На этом фоне отчётливо виден
низкий уровень культуры, воспитанности
многих старшеклассников и выпускников
школ. Демократический стиль общения малокультурный
человек понимает как безграничную свободу
самовыражения, право игнорировать чувства,
достоинство окружающих. На самом деле
свобода и ответственность, свобода и
дисциплина – нерасторжимые понятия.
Послушание в школе необходимо, это одно
из условий плодотворного воспитания,
особенно в младшем возрасте. Но от послушания
ребёнка нужно как можно скорее переходить
к ответственности, к осознанной дисциплине.
Не утратили своего значения, а наоборот,
стали ещё важнее такие нравственные качества
как патриотизм, интернационализм, долг,
честь, совесть, порядочность, доброта,
бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны
в системе современного нравственного
воспитания проблемы полового воспитания
школьников, отношение к труду. Проблем
много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания,
алкоголизм, проституция, агрессивность,
жестокость молодёжи – вот далеко не полный
перечень негативных явлений, с которыми
школа сталкивается ежедневно. Они разрушают
нравственную сферу и самого человека:
он деградирует духовно и физически. Идёт
процесс самоуничтожения. Нравственные
критерии всегда и особенно в деле воспитания
должны стоять выше других интересов.
Сегодня вопрос стоит о спасении молодых
поколений. Если в физическом, эстетическом
воспитании для достижения цели бывает
достаточно организовать и осуществить
систему хорошо подобранных воспитательных
дел, то в нравственном воспитании всё
намного сложнее. Вдумчивые педагоги не
без основания утверждают: не от метода
здесь нужно идти, не от формы, какими бы
привлекательными, новыми и технологичными
они не казались, а от индивидуальности
каждого воспитанника, особенностей конкретной
ситуации и уже в соответствии с ними планировать
воспитательные дела, избирать приёмы
и методы. Если это требование нарушается,
то работа будет формальной. В структуру
этических воспитательных дел педагог
включает сведения о человеческой морали,
добивается ясного понимания того, что
мораль – форма человеческого сознания,
часть человеческой культуры. Понимание
сущности, норм и принципов морали приводит
воспитанников к нравственным суждениям,
с помощью которых они оценивают поступки
свои и других людей. На основе нравственных
понятий, оценок и суждений формируются
нравственные убеждения, которые, в конечном
счете, определяют поведение и поступки
человека. Нравственно убеждённый человек
глубоко уверен в справедливости моральных
норм, признаёт необходимость их выполнения.
Но знание и понимание нравственных норм
ещё не могут сами по себе обеспечить действенность
убеждений, а становятся лишь необходимой
предпосылкой для их формирования. Нравственные
знания становятся убеждениями, когда
они применяются в жизненном опыте, продуманны,
критически переработаны воспитанниками.
Тогда древняя истина: поступай по отношению
к другим так, как ты хочешь, чтобы они
поступали по отношению к тебе, - приобретёт
понятный и конкретный смысл. Как можно
больше поступков, побуждаемых благородными
желаниями, стремлением личности к моральному
идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания
нравственных качеств. Высокие нравственные
качества основываются на простых, элементарных.
Гуманизм, уважение к людям, милосердие
нельзя воспитать, не выработав навыков
культурного поведения: вежливости, предупредительности,
умению обращаться, деликатности в словах.
Для воспитания патриотизма, коллективизма,
гражданственности, сознательной дисциплины
и многих других нравственных качеств
должны быть прочно усвоены конкретные
привычки: заботиться о других, сочувствовать
людям, тормозить свои эгоистические порывы,
выполнять требования коллектива, обязательства
перед людьми, отвечать за свои слова и
действия и т.д.
Список
использованных интернет-ресурсов
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу
интернет-ресурса |
1 |
Научный
метод
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод
|
2 |
Научный
метод |
http://www.referats.net/ |
3 |
Научный
метод |
http://referat.students.ru
|