Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:33, дипломная работа
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Необходимо создание условий для ознакомления детей с основами безопасности.
Воспитательная среда. В группе необходим комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.
Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты. Красиво расставленная мебель в группе создает пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности.
Итак, для полноценной реализации задач необходимо создание условий для ознакомления детей с основами безопасности и соблюдать принципы организации работы. Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
1.3 Анализ существующих
программ и современных
Все воспитывающие взрослые хотят, чтобы жизнь детей была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Анализ современных
программ показывает, что вопросу
здоровья детей уделяется
Авторы программы выделили раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В этом разделе представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе, о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми имеет три подраздела: Ребенок и взрослые; Ребенок и сверстники; Отношение к самому себе.
Авторы дифференцировали этот материал по возрастам. Выделены младший, средний, старший дошкольный возраста. Но содержание этих подразделов не полное.
В помощь этой программе была создана парциальная программа С.А.Козловой «Я - человек». Цель этой программы - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разнообразной деятельности человека; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям. Стержневое содержание программы - знания о человеке, которые позволят ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Важной особенностью программы является то, что, она направлена на формирование у ребенка мировоззрения - собственного видения мира, «картины мира».
Программа Князевой Н.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие Российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.
Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
Заключительный раздел программы включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников.
Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:
Таким образом, проанализировав несколько программ, мы выявили несколько подходов к обучению детей основам безопасности. Все программы сочетаются с основными программами, используемыми в ДОУ в настоящее время.
Вывод
Актуально и важно, чтобы воспитатель вдумчиво планировал работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетание её с решением задач нравственного воспитания.
Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать
правила гигиены.
Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.
На основе разработанных программ С.А. Козловой «Я - человек»; программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» можно планировать проводить занятия с детьми по ОБЖ.
Глава II .Опытно - практическая часть по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе детского сада №11 «Ручеек»
г. Чайковский. Детский сад работает по программе «Детство». Имеет 6 возрастных групп, которые посещают дети от 1,6 до 7 лет.
В исследовании приняли участие дети старшей группы с 5 до 6 лет в количестве 24 детей. Из них 13 мальчиков и 11девочек.
В процессе исследования использовалось две методики.
1.Дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации» (приложение 1)
Цель: выявить знания детей о правильных действиях в опасных ситуациях
Детям предлагается дидактическая игра, которая помогает не растеряться ребенку в чрезвычайной ситуации и правильно действовать: во дворе, на прогулке, на улице, в лесу и на речке. В игре принимают участие от 2 до 4 участников, бросая кубик и закрывая картинками клетки поля, рассказывая о ситуации.
Результаты диагностики заносятся в таблицу.
Высокий. Ребенок правильно называет картинки, называет ситуации и выход из нее.
Средний. Ребенок правильно называет картинки, но не всегда находит правильный выход из ситуации.
Низкий. Ребенок затрудняется описывать картинки, не всегда находит правильный выход из ситуации.
2.Методика Токаевой Т. Э. «Отношение ребенка к себе, своему здоровью и физической культуре» (приложение 2)
Цель: выявить уровень сформированности знаний и отношения к себе своему здоровью и физической культуре.
Данные заносятся в таблицу
Высокий. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания. Он отличается аккуратностью, тщательно выполняет все действия по самообслуживанию, руководствуется правилами, умеет адекватно оценивать действительность по выполнению бытовых процессов, культурно-гигиенических навыков сверстников и свою. Проявляет заботу о слабых детях, малышах и взрослых, с радостью оказывает им посильную помощь в одевании, умывании и быту.
Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании и выполнении культурно-гигиенических навыков, без напоминаний правила умывания, одевания, следить за своим внешним видом и порядком в игровой комнате. Однако самоконтроль за выполнением действий по самообслуживанию недостаточен, требуется помощь в оценке качества его деятельности (помог накрыть на стол, навел порядок у кукол и т. д.)
Низкий. Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в самообслуживании и выполнении процессов умывания, одевания, культуры еды подавлено (без напоминания не может соблюдать порядок и выполнение правила умывания, одевания, не может следить за своим внешним видом.) Постоянно требуется помощь и прямые напоминания взрослого о правилах соблюдения порядка, последовательности выполнения бытовых процессов, иногда непосредственная помощь в отдельных действиях.
2.2. Результаты исследования
На констатирующем этапе проводилась педагогическая диагностика с детьми. Использовалась дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации» с целью выявления знаний детей о правильных действиях в опасных ситуациях. (приложение 3) Нами получены следующие данные (рис 1)
Высокий уровень - 45% Дети правильно называют картинки, называют ситуации и выход из нее (11 детей).
Средний уровень -32% Дети правильно называют картинки, но не всегда находят правильный выход из ситуации (8 детей).
Низкий уровень -23% Дети затрудняются описывать картинки, не всегда находят правильный выход из ситуации (5детей).
Рис. 1. Данные по дидактической игре «Чрезвычайные ситуации»
на констатирующем этапе
Как видим, присутствует средний и низкий уровень знаний детей о правильных действиях в опасных ситуациях
По методике Токаевой Т. Э. «Отношение ребенка к себе, своему здоровью и физической культуре» с целью выявления уровня сформированности знаний и отношения к себе своему здоровью и физической культуре (приложение 4) мы получили следующие данные.