Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Содержание

Введение
Глава I
1.1. Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей
1.2. Особенности декоративно-прикладного искусства. Требования к отбору произведений для дошкольников
1.3.Задачи ознакомления дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства
1.4. Методика ознакомления детейсдекоративно-прикладным искусством
Глава II
2.1. Анализ проведенной работы
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

moe_izo.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

        Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов: анилиновых, флуоресцентных красителей (гуашь, темпера), акварели, рельефной пасты, туши, цветной пастели, всевозможных кистей и губок для оформительских работ, различных тканей, керамической глины и плитки, глазури, бересты, цветных синтетических пленок. Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства [3].

               Отбор произведений народного прикладного искусства должен быть очень тщательным. Познакомиться с произведениями ДПИ можно в художественных и краеведческих музеях, на выставках декоративно-прикладного искусства, из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров.

       В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина.    Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора лучше связать с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. На основе одного из видов народного искусства проведятся 2-3 занятия. Например, дошкольники расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке [4].

          Затем, предлогают украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи.  Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги.   

         Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.    В течение года проводят несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок  выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор.    Кроме того, при изображении предметов  целесообразно иногда предлагать детям украсить их (платье, фартук кукле); нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу [6].

         Таким образом, к концу года дети могут: -  выделять средства выразительности дымковской  и филимоновской игрушки; -  украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

2.1. Анализ проведенной  работы

             Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования подрастающего поколения. «Обращение к красоте, переживание красоты утончают чувства  ребенка, делают его восприимчивым, помогают детям чувствовать красоту, ценить и, самое важное, творить её», - утверждал Василий Александрович Сухомлинский.

            Побеседовав с воспитателями детского сада №84 «Радуга», средней группы №3 проанализировав документацию детского сада, предметно - развивающую среду, активность детей при выполнении предложенных заданий (см. приложение 1), мы пришли к выводу, что у детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно часто проводятся педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как развлекательные мероприятия детей совместно  с родителями, организации тематических выставок.

          Исходя из этого, целью нашей  работы является – содействие ознакомлению детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка). Способствовать личностному росту, развитию коммуникативных качеств, креативности каждого ребенка в практической деятельности.

          Нами были поставлены задачи:

  • Составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушке, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки.
  • Уметь придавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).
  • Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, середину.
  • Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначение.
  • Развивать любознательность, самостоятельность при поддержке взрослых, связную речь, коммуникативные навыки, воспитывать желание дальнейшего познания.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Для решения поставленных задач, мы работали по двум направлениям (см. приложение 2):

    1. Работа с детьми
    2. Работа с родителями

 Выполнив намеченный план работы, мы провели  проверку её эффективности, анализ результатов работы показывает (см. приложение 3), что  у детей заметно расширились знания о дымковской игрушке. Они научились мотивировать своё отношение к дымковской росписи, можно утверждать, что дети научились рисовать узор, использую характерные для дымковской росписи средства выразительности.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в развитии художественной творческой деятельности детей по созданию дымковского узора произошли существенные изменения в результате создания особых педагогических условий. Учитывались  возрастные и психологические особенности детей, их деятельностные предпочтения. Была создана комфортная, радостная от процесса творческой деятельности атмосфера. Процесс обучения был организован в игровой форме. В  процессе  художественной творческой деятельности детей по созданию дымковского узора,  воспитатель выполняет роль партнёра.

Педагог организовывал анализ детской продукции таким образом, чтобы ребенок смог оценить состояние и настроение образа. Изобразительная деятельность детей сопровождалась русской народной мелодией. Коллективное творчество способствует развитию умения ребенка устанавливать коммуникативные связи, это учитывалось при организации занятия «Украшение дымковскими узорами силуэта игрушки». Для создания художественно-выразительного образа создавались условия для эмоционального восприятия, развития у ребенка умения замечать выразительность формы, цвета, композиции и выражать при этом своё отношение, чувства.

Дети приобрели способность к переживанию, потребность размышлять, выражать своё отношение к дымковской росписи, и очень увлеклись художественной творческой деятельностью по её созданию. В результате этого у них развилась доказательная речь, более высокий уровень приобрела ручная умелость.

Родители оценили значение развития эмоциональной сферы ребенка в процессе творческой деятельности по созданию дымковской росписи и стали больше интересоваться  этой сферой.

Таким образом, анализ результатов нашей работы позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, позволяет использовать дымковскую игрушку, как средство развития творческой деятельности детей дошкольного возраста.

 

 

Заключение

           Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

            Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

              Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

               Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

                Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

                 Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

                 Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

[1]. Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. // Дошкольное воспитание. -2004. -  №9.

[2]. Грибовская, А.А  Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием [Текст] / А.А.Грибовская. // Дошкольное воспитание.- 1984.  - №10.

[3]. Дронова, О.О. Влияние орнамента на выразительность рисунка [Текст] / О.О.Дронова. // Дошкольное воспитание. - 1986.- №6.

[4]. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.

[5]. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г.Казакова. // - М. «Просвещение» - 1985г.

[6]. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] /Т.С. Комарова, Т.А.Рытанова, Г.В.Быховец и др.; под ред. Т.С.Комаровой – М., 1997.

[7]. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством [Текст] /О.А.Соломенникова. – М., 2005.

 

Список используемой литературы

  1. Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. // Дошкольное воспитание. -2004. -  №9.
  2. Грибовская, А.А  Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием [Текст] / А.А.Грибовская. // Дошкольное воспитание.- 1984.  - №10.
  3. Дронова, О.О. Влияние орнамента на выразительность рисунка [Текст] / О.О.Дронова. // Дошкольное воспитание. - 1986.- №6.
  4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.
  5. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г.Казакова. // - М. «Просвещение» - 1985г.
  6. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] /Т.С. Комарова, Т.А.Рытанова, Г.В.Быховец и др.; под ред. Т.С.Комаровой – М., 1997.
  7. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством [Текст] /О.А.Соломенникова. – М., 2005.

 

Интернет- ресурсы:

 

    1. Декоративно-прикладное искусство — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

    1. Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, ​живопись.. www.artly.ru
    2. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
    3. Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/
    4. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm

Информация о работе Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей