Значение труда в природе для развития личности младшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.
На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Значение труда в природе для развития личности младшего дошкольника………………………………………………………………………4
2. Содержание труда в природе дошкольников, анализ задач программы, образовательная область «Труд», «Труд в природе»…………………………...5
3. Методика работы с детьми по развитию труда в природе в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………..6
4. Конспект НОД в средней группе с природным материалом «Посадка лука»……………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

труд.docx

— 34.83 Кб (Скачать файл)

6. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними («Познание»);

7. Развитие игровой деятельности  детей («Социализация»)

Словарная работа: корень, луковица, посадить, углубления, усилия, стрелка, луковые чешуйки, донце, верхушка.

Материал: луковицы на каждого ребенка, стаканчики с землей, палочки, лейки, фартуки на каждого ребенка, клеенка на столы. Модель структуры трудового процесса, салфетки, цветные карандаши и листы бумаги на каждого ребенка.

Сюрпризный момент: сказочный персонаж Чиполлино, бутерброды с зеленью

Предварительная работа: Беседа пользе овощей, чтение сказки “Чиполлино”, отгадывание загадок об овощах, путешествие в огород.

Познавательные игры: “Растения сада и огорода”, “У меня в огороде”, “Свари суп и компот”

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук)

Ох, и зол, хоть и мал! 
В солнце стрелки выпускал. 
Не попали в солнце стрелки 
Угодили к нам в тарелки. (лук)

Воспитатель: А какие овощи вы знаете?

Что можете про них сказать? (ответы детей)

Воспитатель дополняет сказанное детьми, показывая картинки овощей:

Томат

Знают хорошо ребята: борщ невкусный без томата. 
А салат из помидоров любят все без разговоров.

Баклажан

Баклажан красив собою, он полезней каши вдвое. 
С луком, чесноком и мясом баклажаны есть согласен!

Морковь

Если чаще есть морковку, не нужны и тренировки: 
Каждый день пей сок морковный – будешь сильным и здоровым!

Огурец

Режу, режу до конца я кружочки огурца. 
Аппетитным, ароматным огурцом хрустеть приятно!

Свекла

Свеклу знают все ребята. Свеклу чаще кушать надо! 
И вкусней салата нет, чем свекольный винегрет!

Капуста

Знают дети, что полезен лист капустный от болезней. 
Похрусти капустой – это очень вкусно!

Картофель

Присмотритесь-ка немножко: на картинке, что? Картошка! 
Все картошку любят, горячую на блюде.

Чеснок

Вот головка чеснока – рассмотри ее пока: 
Очень жгучий и пахучий – от простуды самый лучший! 
Чеснок, чеснок, дай-ка нам скорей зубок!

Лук

Наш домашний доктор – лук исцелит любой недуг. 
Вместе взрослые и дети ешьте лук и не болейте!

Воспитатель: А почему говорят: “Лук – от семи недуг?” (ответы детей)

- Да, лук помогает лечить  людей.

- А как вы думаете, что  необходимо сделать, чтобы получить  зеленый лук? (показ стрелок лука, ответы детей)

- Чтобы получить такие  стрелки (так они называются, потому что похожи на стрелки) надо лук прорастить.

- Что необходимо для  роста растения? (ответы детей)

Для этого нужно: земля, вода, свет, тепло.

К нам в гости пришел сказочный герой Чиполлино, он будет нам помогать.

- Вы хотите, чтобы у  нас в группе вырос зеленый  лук? (ответы детей)

Посмотрите внимательно сюда, как это надо делать. В стаканчик с землей надо посадить лук. Как правильно посадить луковицу? (по алгоритму)

- Сделать углубление в  земле при помощи палочки, посадить  лук, присыпать ее землей, чтобы  верхняя часть выступала, затем  полить.

- А чтобы не запачкаться  самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (надеть фартуки, застелить столы)

- Давайте принесем все  необходимое и посадим лук (стаканчики, палочка, луковица, лейка)

Дети рассматривают луковицы, сравнивают их и делают вывод.

- Все луковицы в коричневых  сухих чешуйках, твердые на ощупь, на донце луковицы старые корешки.

- А как правильно посадить  луковицу, какой частью надо сажать  ее в землю? (дети делают углубление в земле, сажают луковицу так, чтобы ее верхняя часть выступала из земли)

- Что еще нужно сделать? (надо полить, дети поливают)

- Что мы делали? Как?

-Постарались вы на  славу, а какие пословицы и  поговорки вы знаете о труде? Ответы детей

- Без хозяина земля  – круглая сирота

- Земля заботу любит

- Земля тарелка, что положишь, то и возьмешь

- Без труда не вытащишь  и рыбку из пруда

- Труд – кормит, а лень - портит

- Где хотение, там и  умение.

- Всякое уменье трудом  дается

- Дело мастера боится

- Делу – время, потехе  – час

- Кто не работает, тот  и не ест.

- Берись дружно, не будет  грузно

- Теперь принесите все  луковицы, сложите на поднос, уберите  свое рабочее место, снимите фартуки  и вставайте в круг.

Дети встают в хоровод

Хоровод “В хоровод мы не пойдем”

Вот идет в огород развеселый народ. 
Надо лучок посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу) 
Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем. 
Дружно все копаем, лучок мы сажаем. (копают землю лопатой) 
Не успели посадить, надо нам лучок полить (дети сажают лучок) 
В руки лейку мы взяли, лучок поливали (поливают) 
Солнышко припекай наш лучок согревай  
(дети поднимают руки вверх и качаются) 
Лучок вырастет большой,  
(показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх) 
Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику)

- Ребята, давайте нарисуем для Чиполлино луковицы и подарим рисунки ему. Дети рисуют луковицы, рассматривают рисунки друг друга и дарят Чиполлино.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

 Выполняя те или  иные трудовые действия, дети  сталкиваются с различными свойствами  почвы, растений и познают эти  свойства. Рассматривая, обследуя почву, растения, наблюдая за поведением  животных, дети выделяют такие  их признаки, повадки, которые важны  для выполнения предстоящего  трудового действия. Умение анализировать  свойства почвы, растений позволяет  правильно регулировать затрату  физических усилий, выбирать соответствующие  орудия труда, вырабатывать определенные  умения координировать свои движения. Например, при прополке умение  отличать внешние признаки культурных  растений от внешних признаков  сорняков позволяет выработать  правильный захват сорняков рукой.

 Труд в природе связан  с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых  процессах, орудиях труда. На основе  собственного опыта ребенок наглядно  убеждается в потребностях живых  организмов. Это способствует формированию  элементов материалистического  миропонимания. Дети подводятся  и к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост  и развитие, т. е. они узнают о  роли человека в управлении  природой.

 Систематическая коллективная  работа объединяет ребят, воспитывает  у них трудолюбие и ответственность  за порученное дело, доставляет  им и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а  также в уголке природы, дети  овладевают простейшими практическими  навыками обращения с сельскохозяйственным  инвентарем, усваивают приемы ухода  за растениями, получают много  сведений о росте и развитии  растений.

 Труд в природе способствует  и развитию наблюдательности, любознательности  детей, воспитывает у них интерес  к сельскохозяйственному труду  и уважение к людям, которые  им занимаются. Труд в природе  помогает воспитать любовь к  ней. Любить природу — это значит  воссоздавать и приумножать богатство  нашей Родины, бережно относиться  к живому, к результатам труда.

 Через содержание труда  в природе (например, выращивание  красивых цветов), направленного  на удовлетворение эстетических  потребностей людей, через организацию  трудового процесса в соответствии  с требованиями культуры и  эстетики, использование результатов  труда для удовлетворения практических  потребностей и радостных эстетических  эмоций осуществляется эстетическое  воспитание детей.

Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983. -54 с.
  2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983. -73с.
  3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985. -95с.
  4. Куцакова Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991. -132с.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

 

 

 


Информация о работе Значение труда в природе для развития личности младшего дошкольника