Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:07, контрольная работа
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.
Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
1. Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей.
2.Формы работы с книгой в детском саду.
3.Литеатурные вечера досуга.
4.Организация и оформление уголка книги в разных возрастных группах.
Поэтому на книжную витрину
можно помещать одновременно 10-12
разных книг:
- Учитывая особый,
постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к
сказкам, обязательно
- В уголке
книги постоянно должны быть стихи, рассказы,
направленные на формирование гражданских
черт личности ребёнка, знакомящие его
с историей нашей родины, с её сегодняшней
жизнью.
- Также должны находиться
2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.
Рассматривая иллюстрации природоведческих
книг, ребёнок естественно входит в мир
природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги
Особое удовольствие
- Кроме того,
в уголок можно иногда помещать интересные,
хорошо иллюстрированные книги,
Срок пребывания книги в
Кроме
книг, в книжном уголке могут находиться
разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть
и специально созданные художниками альбомы
на определённые темы («Разные звери»
Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова
и др.), альбомы, составленные воспитателем
вместе с детьми из отдельных открыток
и рисунков о труде, природе в разные времена
года, книгах того или иного писателя и
др. В старших группах в книжном уголке
могут устраиваться тематические выставки
книг. Их основная цель – углубить литературные
интересы детей, сделать для дошкольников
особо значимой, актуальной ту или иную
литературную или общественно важную
тему.
Литература.
1.Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.
2.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004
3. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007
Практическая часть.
Литературный вечер для детей старшего возраста, посвященный творчеству С.В.Михалкова.
Цели:
Предварительная работа:
Ход вечера..
Воспитатель: Мы стихов не мало знаем,
Дядю Степу уважаем,
И прививок не боимся –
Быть здоровыми стремимся.
Песенку друзей поем,
Замечательно живем!
(Дети, стоя у своих мест, исполняют «Песенку друзей» С.В.Михалкова)
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о замечательном детском писателе – Сергее Владимировиче Михалкове. Родился он 13 марта 1913 года в Москве. И исполнилось бы ему сейчас 100 лет. Свое первое стихотворение Сергей Владимирович написал в 9 лет. В 15 лет его произведения уже печатались в известных газетах журналах страны. Но после печати его поэмы «Дядя Степа» Михалков по-настоящему прославился. Кроме стихов и басен Сергей Владимирович писал детские песенки и сценарии к мультфильмам. Гимн Российской Федерации также сочинил Михалков. Давайте прослушаем отрывок из этого произведения.
( Звучит Гимн Российской Федерации. Дети встаю около своих мест и подпевают. Садятся ).
Воспитатель: Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года. Но его произведения до сих пор приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки знают героев из произведений Сергея Михалкова. За что мы любим его творчество? Да за то, что его произведения добрые, интересные и поучительные.
1-й ребенок: Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
2-й ребенок: Мы решали, мы гадали –
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
3-й ребенок: РАЗ – котенок самый белый,
ДВА – котенок самый смелый,
ТРИ – котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
4-й ребенок: ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
5-й ребенок: Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и сосчитать!
(Стук в дверь)
Воспитатель: Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Дети (хором): Это он, это он –
Ленинградский почтальон!
(Заходит ребенок в форме почтальона)
Почтальон: В семь часов я начал дело.
В 10 – сумка похудела.
И до вас дошел, ребятки.
Вот конверт и бандероль.
Если любите загадки,
В ней найдете вы отгадки.
Ну, а мне уже пора,
До свиданья, детвора!
Воспитатель: Спасибо, добрый почтальон. Сейчас мы все посмотрим.
(Почтальон уходит)
Воспитатель: Ребята, а из какого произведения пришел к нам почтальон? Кто его написал?
Дети: С.Я. Маршак «Почта».
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте посмотрим, что же за письмо к нам пришло.(Открывает). Да это же всем известные загадки Сергея Михалкова. Давайте попробуем их разгадать.
Что вы знаете – ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец,
Кто подскажет – молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это верно был
Никакой не крокодил,
А индюшек верный друг.
Угадайте кто? Индюк
Да! Индюк! Признаться братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или …Кто? Собака
Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, тут – опята,
Ну, а это на полянке –
Ядовитые …Что? Поганки
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами,
И сказали: «Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите.
Обожаем поваров!
Ненавидим … Кого? Докторов
То, что я сказал вам – тайна!
Догадались вы случайно.
Это был большой секрет.
Но от вас секретов нет.
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой.
А глядит она в окошко
И мяукает, как … Кто? Кошка
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием на «отлично».
Сергей Владимирович Михалков всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить их как нужно поступать правильно. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы аккуратны и внимательны. Уважать своих родителей. Знать профессии и уважительно относиться к ним.
(Инсценировка произведения С.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
- А у нас на кухне газ.
А у вас?
- А у нас водопровод.
Вот.
- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презеленый красный шар.
- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привез дрова -
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот, -
С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.
А у Левы мама - повар.
Мама - летчик?
Что ж такого!
- Всех важней, - сказала Ната, -
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо.
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Воспитатель: Мне очень понравилось, ребята, как вы выступали. Вы были активными и веселыми, знаете много произведений С.В.Маршака. и я хочу закончить наше занятие такими строками:
Басни и стихи его
Знают все до одного.
Не прочтешь нигде такого,
Только в книжках Михалкова.
Заключение.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Информация о работе Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей