Игра как средство формирования личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Словом “игра” обозначаются самые различные, порой мало схожие между собою явления. В четырехтомном словаре русского языка отмечается 7 основных значений этого слова. Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра).

Содержание

Введение
1. Игра, её понятие и сущность - стр. 1
Определение игры - стр. 1
Сущность и особенности игры - стр. 1
1. 3. Проблема игры - стр. 2
2. Классификация и виды игр - стр. 4
Влияние игры на формирование и
развитие личности ребёнка - стр. 6
Игра как важнейший вид детской деятельности - стр. 9
4.1. Развитие детского творчества и игрового замысла - стр. 12
4.2. Теория игровой деятельности - стр. 14
4.3. Значение игры для психического развития
дошкольника - стр. 14
5. Игра как средство воспитания детей - стр. 16
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, обе группы игр имеют  свои разновидности. Группу творческих игр составляют  сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры-драматизации.

Игры с готовым содержанием  и правилами по своему воспитательному  воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых  совершенствуются различные движения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения, игры-забавы [ 1; 7; 10 ].

 

3. Влияние  игры на развитие и формирование личности ребёнка

 

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится  в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную  личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Как известно, само слово “личность” (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало “роль” (и до того – маску актера); римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris).

Личность и  её роль в жизни теснейшим образом  взаимосвязаны; и в игре через  роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам [ 3 ].

Игра теснейшим образом связана  с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она  приобретает особое значение.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. 

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Войдя в игру и раз за разом  совершаясь в ней, соответствующие  действия закрепляются; играя, ребенок  все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается  и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые  воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны  со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение  к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности  и качества, необходимые для той  деятельности, которую им в будущем  предстоит выполнять.

В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется  воображение, которое заключает  в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Игра становится искусством. Это  искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы [ 3; 7; 6].

 

4. Игра как  важнейший вид детской деятельности

 

 

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без  исключения сторон жизнедеятельности  коллектива.

Огромная роль  в развитии и  воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра – отражение жизни. Здесь  все «как будто», «понарошку», но в  этой условной обстановке, которая  создается воображением ребенка, много  настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления  жизни с личным опытом.

В игре дети одновременно выступают  как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Игра – важное средство умственного  воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятными.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя  шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. «Чем же все-таки  отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы».1 

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом  за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при  достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Наблюдая поведение ребенка  в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении  с детьми. Эти игры помогают воспитывать  у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о  малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное бельё. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Не следует  предлагать детям разработанные  педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства.

В высказываниях великих педагогов  – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается  как самостоятельная творческая деятельность детей.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни  дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты.

Организация игрового коллектива и  становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста [ 1; 4; 8 ].

 

4.1. Развитие детского творчества  и игрового замысла

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной  деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Глубокий и сложный процесс  преобразования и усвоения жизненных  впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют увиденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую  работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется  в процессе деятельности. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется  и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх замысел  получает значительное развитие –  от случайно, по ассоциации возникающей  цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

Испытывает ли ребенок эти чувства  или только изображает их? Какое  влияние оказывают они на формирование его морального облика?

И.М. Сеченов доказал, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств  у ребенка2.

Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Чем  старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь её с трудом.

Игровое творчество развивается под  влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Информация о работе Игра как средство формирования личности ребенка