Игровая деятельность дошкольников с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:50, доклад

Краткое описание

Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра.

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание детей.docx

— 18.35 Кб (Скачать файл)

ТОГБОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2

 

 

 

 

 

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

"Игровая деятельность дошкольников с нарушениями слуха"

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Сычёва Т.В.

 

 

 

 

Тамбов, 2013

 

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем  для слышащего дошкольника, для  которого она является основой для  развития воображения, образного мышления, речевого общения.

 

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного  и речевого развития глухих и слабослышащих  детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

 

Для детей с нарушенным слухом отношения  людей, некоторые нормы поведения  оказываются скрыты, а нередко  понимаются ими неверно. Отрицательную  роль здесь играет недостаточность  общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием  в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы  поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается  преимущественно через речь в  более поздние сроки и с  большим трудом.

 

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления  детей об окружающем мире и тех  сторонах действительности, которые  малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются  их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической  игры, которой уделяется значитель­ное  внимание в процессе воспитания и  обучения. Дети с нарушением слуха  нередко воспроизводят в играх  второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей  со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос  игровых действий на предметы, выполняющие  в быту другие функции. Отвлечься  от данного предмета, перенести слово  в новую ситуацию, нетипичную для  употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово  длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая  игра, предполагающая построение и  варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями  слуха не появляется и в старшем  дошкольном возрасте. Для большинства  необученных глухих детей типичными  оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих  детей с развернутой речью  к концу дошкольного периода  появляется сюжетная игра.

 

 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ  СЛУХА

 

Руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а  также на специальных занятиях. Программой предусмотрено обучение сюжетно-ролевой, дидактической и подвижной игре. В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени (не менее двух занятий в неделю на всех годах обучения).

 

Задача дидактической игры заключается  в том, чтобы научить детей  правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения  и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидактическая игра стимулирует  умственное развитие, способствует овладению  различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений  об окружающем мире. Этот вид игры проводится на специальных занятиях один раз  в неделю на протяжении всех годов  обучения. Кроме специальных игровых  занятий, дидактическая игра как  методический прием используется и  на других занятиях: по изобразительной  деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и  др.

 

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, под­ражание трудовым действиям людей. Подвижным играм  посвящаются специальные занятия  только на первых годах обучения, в  основном же они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

 

Помимо специальных занятий, в  режиме дня выделяется время для  организации сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр, на участке  проводятся игры с песком, водой, снегом.

 

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков  в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть  игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и  дидактическим играм и организуются свободные игры детей. Оборудование игровых уголков должно соответствовать  возрасту детей и основным задачам  игровой деятельности на каждом этапе  обучения.

Здесь же располагаются таблички со словами и фразами, обозначающими  игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр  — названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.

 

На первом году обучения в игровых  уголках собирают игрушки, способные  возбудить интерес к игре, желание  играть. Это сюжетные игрушки, куклы  средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают  на нижних полках, откуда их может взять  маленький ребенок. Здесь же находятся  дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки. На верхних полках лежат различные лото, парные картинки, мозаики, которые используются при проведении дидактических игр.

 

Для игр-драматизаций необходимо иметь  набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для  постоянного использования и  хранятся отдельно. Для проведения театрализованных игр важно иметь  настольный кукольный театр, ширму.

 

Для оснащения игр на воздухе  следует выделить несколько кукол, лошадку, каталку, вожжи, а также  предусмотреть специальные игрушки  для песка, снега, воды (формочки, совки, лопатки, ведра, лейки и т. д.).

 

По мере обучения детей игре требования меняются. Так, на втором году обучения основное внимание уделяется игрушкам для сюжетных игр ( «Магазин», «Больница» и т. д.). Подбираются необходимые  принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется  квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей  мебелью. В игровом уголке из строительного  материала сооружается гараж. Увеличивается  количество настольных игр. Дополнительно  для прогулок используются мячи, кегли, серсо, вертушки.

 

В старших группах организовываются зоны для развертывания бытовых  игр, где бы дети могли готовить, стирать, гладить. В связи с расширением  тематики игр выделяется место, и  подбираются атрибуты для организации  игр «Парикмахерская», «Наша улица», «Зоопарк», «Ателье», «Школа». После  освоения определенной игры содержание игрового уголка изменяется, подбираются  атрибуты для новой игры. Появляются куклы в национальных костюмах. Старшие  дети охотно играют с мелкими куколками, фигурками животных, солдатиками. В  связи с услож­нением дидактических  игр в игровых уголках появляется боль­шее количество сборно-разборных  игрушек (домики, машины, паровозики), мозаичные  панно, пластмассовые конструкторы; воз­растает количество настольных игр ( «Поймай рыбку», «Летающие колпачки», разнообразные по тематике лото, «Настольный  хок­кей (футбол)», «За рулем» и т. д.). Для эффективного формирования игры важно, чтобы их те­матика и  содержание были связаны с другими  разделами прог­раммы: ознакомлением  с окружающим миром, изобразительной  деятельностью и конструированием, трудом, развитием речи. Та­кая взаимосвязь  позволит обеспечить подготовку к играм: нако­пить необходимые представления, подготовить атрибуты, уточнить и  активизировать речевой материал. При  этом содержание игр обогащается  за счет привлечения аналогичной  тематики на других занятиях.

 

Тесные связи установлены между  игрой и занятиями по развитию речи, когда сурдопедагог проводит беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки, в которых дети иллюстрируют содержание игр. Речевой материал игр уточняется, включается в различные виды речевой  деятельности, что обеспечивает его  усвоение и создает предпосылки  пользования им в игре.

 

Такой вид игр, как игры-драматизации, предполагает тесную взаимосвязь сурдопедагога  и воспитателя, так как основой  для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познако­мились на занятиях по развитию речи.

 

Наиболее важным условием формирования игры глухих и слабослышащих дошкольников является последовательное руководство  ими со стороны воспитателя. Осуществляя  это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы  действий с ними, другим помогает придумать  сюжет и найти предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных  ролей, помогает общаться участникам игры.

 

Глухие и слабослышащие дети длительное время остаются беспомощными в развертывании игр, привнесении  новых элементов, обыгрывании своего жизненного опыта, поэтому участие  воспитателя очень важно на всех этапах. Вместе с тем необходимо учитывать, что игра ребенка имеет  личный, интимный характер, он должен быть ее инициатором, и чрезмерно активное вмешательство воспитателя, навязывание  малышу других действий может разрушить  игру. Важно также помнить, что  даже в тех случаях, когда обучение игре проводится на занятиях, это занятия  особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой воспитателя, свободное, раскрепощенное состояние  детей; к ним неприменимы мерки  и требования других занятий.


Информация о работе Игровая деятельность дошкольников с нарушениями слуха