Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:50, доклад
Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра.
ТОГБОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ(
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
"Игровая деятельность дошкольников с нарушениями слуха"
Подготовила: воспитатель
Сычёва Т.В.
Тамбов, 2013
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
Для детей с нарушенным слухом отношения
людей, некоторые нормы поведения
оказываются скрыты, а нередко
понимаются ими неверно. Отрицательную
роль здесь играет недостаточность
общения с детьми и взрослыми,
что связано с длительным пребыванием
в круглосуточных дошкольных учреждениях.
Моделируя взаимоотношения
Подбор тематики, определение содержания
игр расширяют представления
детей об окружающем мире и тех
сторонах действительности, которые
малодоступны в повседневной жизни.
В процессе действий с предметами
и игрушками наиболее полно познаются
их назначение, свойства и отношения.
В этом плане велика роль дидактической
игры, которой уделяется значитель
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а также на специальных занятиях. Программой предусмотрено обучение сюжетно-ролевой, дидактической и подвижной игре. В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени (не менее двух занятий в неделю на всех годах обучения).
Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. Этот вид игры проводится на специальных занятиях один раз в неделю на протяжении всех годов обучения. Кроме специальных игровых занятий, дидактическая игра как методический прием используется и на других занятиях: по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др.
Подвижные игры, основанные на активных
двигательных действиях детей, способствуют
не только физическому воспитанию.
В них происходит игровое перевоплощение
в животных, подражание трудовым
действиям людей. Подвижным играм
посвящаются специальные
Помимо специальных занятий, в режиме дня выделяется время для организации сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр, на участке проводятся игры с песком, водой, снегом.
Успешная организация игр
Здесь же располагаются таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр — названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.
На первом году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают на нижних полках, откуда их может взять маленький ребенок. Здесь же находятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки. На верхних полках лежат различные лото, парные картинки, мозаики, которые используются при проведении дидактических игр.
Для игр-драматизаций необходимо иметь набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для постоянного использования и хранятся отдельно. Для проведения театрализованных игр важно иметь настольный кукольный театр, ширму.
Для оснащения игр на воздухе
следует выделить несколько кукол,
лошадку, каталку, вожжи, а также
предусмотреть специальные
По мере обучения детей игре требования меняются. Так, на втором году обучения основное внимание уделяется игрушкам для сюжетных игр ( «Магазин», «Больница» и т. д.). Подбираются необходимые принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей мебелью. В игровом уголке из строительного материала сооружается гараж. Увеличивается количество настольных игр. Дополнительно для прогулок используются мячи, кегли, серсо, вертушки.
В старших группах
Тесные связи установлены
Такой вид игр, как игры-драматизации, предполагает тесную взаимосвязь сурдопедагога и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познакомились на занятиях по развитию речи.
Наиболее важным условием формирования
игры глухих и слабослышащих дошкольников
является последовательное руководство
ими со стороны воспитателя. Осуществляя
это руководство в разных формах:
на занятиях, в свободной деятельности
детей, во время досуга и праздников,
воспитатель ориентируется на задачи
обучения игре детей данного возраста
и возможности каждого ребенка.
С одними детьми он обыгрывает игрушки,
показывает им различные способы
действий с ними, другим помогает придумать
сюжет и найти предметы-
Глухие и слабослышащие дети
длительное время остаются беспомощными
в развертывании игр, привнесении
новых элементов, обыгрывании своего
жизненного опыта, поэтому участие
воспитателя очень важно на всех
этапах. Вместе с тем необходимо
учитывать, что игра ребенка имеет
личный, интимный характер, он должен быть
ее инициатором, и чрезмерно активное
вмешательство воспитателя, навязывание
малышу других действий может разрушить
игру. Важно также помнить, что
даже в тех случаях, когда обучение
игре проводится на занятиях, это занятия
особого рода, предполагающие особый
эмоциональный настрой
Информация о работе Игровая деятельность дошкольников с нарушениями слуха