Игровые приемы в обучении чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:54, практическая работа

Краткое описание

Развитие необходимых способностей и психических функций. Например, упражнение, направленное на развитие внимания и памяти. Слова записываются на доске. Дети повторяют их про себя, вслух. Затем слова стираются, ученики делятся на команды и начинают произносить по одному слову. Первое слово произносит ученик, сидящий на последней парте, потом повторяет это же слово и добавляет свое ученик, сидящий впереди и т.д. Выигрывает та команда, ученики которой ни разу не ошиблись, то есть произнесли слова правильно и в том порядке, в котором они были написаны. Это упражнение можно использовать при изучении алфавита.
5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, путешествия, конкурсы и т.д.
6. Запоминание речевого материала: рифмовки, сопровождение слов знаками, мимикой и жестами и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Игровые приемы обучения чтения.pptx

— 754.25 Кб (Скачать файл)

Игровые приемы обучения чтения

в силу того, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, наиболее эффективной считается использование учебных игровых ситуаций. Учебные игры помогают детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер. 
 
Игра–это: 
1. деятельность 
2. мотивированность  
3. индивидуализированная деятельность 
4. обучение и воспитание в коллективе и через коллектив 
5. развитие психических функций и способностей 
6. «Учение с увлечением» 
 
 
 

Хочется выделить ролевые игры, направленные на 6 основных целей, выделенных Б.И.Пассовым:  
1. Формирование и  развитие определенных навыков на разных ступенях изучения ЛЕ, ГК, фонетических явлений (формирование, развитие, совершенствование, контроль). Например, игра «Снежный ком» при изучении английского алфавита, при работе над темой «Семья». 
2. Развитие определенных речевых умений. Например, игровой момент «Давайте поможем расставить мебель». 
3. Обучение умению общаться. Например, конкурс на самого вежливого собеседника, когда дети должны употребить нужные РО. 
4. Развитие необходимых способностей и психических функций.  Например, упражнение, направленное на развитие внимания и памяти. Слова записываются на доске. Дети повторяют их про себя, вслух. Затем слова стираются, ученики делятся на команды и начинают произносить по одному слову. Первое слово произносит ученик, сидящий на последней парте, потом повторяет это же слово и добавляет свое ученик, сидящий впереди и т.д. Выигрывает та команда, ученики которой ни разу не ошиблись, то есть произнесли слова правильно и в том порядке, в котором они были написаны. Это упражнение можно использовать при изучении алфавита. 
5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, путешествия, конкурсы и т.д. 
6. Запоминание речевого материала: рифмовки,  сопровождение слов знаками, мимикой и жестами и т.д.

 В процессе обучения ИЯ игровая технология играет огромную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции. Данное понятие включает в себя целый ряд аспектов: 
1. Лингвистический аспект включает в себя лексику, грамматику, произношение и т.д. Овладение коммуникативной компетенцией подразумевает использование каждой лексической единицы, как части речевого образца, применимого в той или иной ситуации общения. Использование учебных игр позволяет ученику не просто сказать фразу по-английски, а увидеть, как применить ее, в какой ситуации ее используют носители языка.  
 
2. Социолингвистичекий аспект отвечает за правильное применение речевых образцов. У младшего школьника недостаточно развита абстрактное мышление и память. Дети легче запоминают образцы, и запоминанание происходит по схеме: – образ – многократные повторения.

 

ситуация

 

образ

 

Многократное повторение

3. Социокультурный  аспект включает в себя умение  вступить в разговор, продолжить  его или прекратить. Чтобы ребенок  легко общался, его нужно научить  этому. Учебные игры учат ребенка  как можно начать разговор. Выразить  восторг, сомнение. Привлечь внимание  и т.д. 
4. Стратегический аспект включает в себя владение невербальной передачей информации (жесты, язык тела). 
5. Дискурсный аспект отвечает за связность речи. Для успешного овладения этим видом компетенции необходимо использовать аудиоматериалы.  
6. Социальный аспект включает в себя желание общаться, мотивацию к общению. Проигрывая эпизоды сюжетов, дети входят в мир новых для них героев, где английский язык скоро станет для них «родным», а ситуации общения будут естественными.

    Чтение - вид речевой деятельности, ориентированный на решение коммуникативных задач. Чтение является как целью, так одновременно и средством обучения. Цель обучения – собственно умение читать, то есть извлекать информацию из текста и перерабатывать ее, чтение же как средство обучения «предполагает расширение словарного запаса учащихся; запоминание языкового при обильном чтении; совершенствование фонетических навыков; использование информации из текстов как базы для обучения говорению». Процесс чтения состоит из двух неразрывно связанных сторон: техники чтения и понимания. 
      В настоящее время в методической литературе принята следующая классификация видов чтения: 
1. По форме прочтения – чтение про себя и чтение вслух.  
2. По использованию логических операций – аналитическое и синтетическое чтение. 
3. По глубине проникновения в содержание текста – интенсивное (внимательное) и экстенсивное (беглое, поверхностное). 
4. По целевой установке – изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое чтение.  
5. По уровню понимания – полное (детальное) понимание и общее (глобальное) понимание. 
6. Н.Д. Гальскова отмечает также виды чтения по форме и месту проведения – домашнее/классное чтение, со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями/неподготовленное . 
 

Как мне представляется, на начальном этапе предпочтение должно отдаваться подготовленному чтению – для обеспечения самостоятельного чтения текста учащимися, сопровождающегося ситуацией успеха.

      Однако, в процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей. 
 
Трудности в обучении чтению на иностранном языке: 
 
1. Отсутствие достаточно прочных слухо-речемоторных образов лингвистического материала, которые имеются, например, у младших школьников при обучении чтению на родном языке. Считается, что преодолеть эту трудность можно, если осуществлять так называемое устное опережение.  
2. Необходимость овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками. 
3. Последующий переход к чтению про себя, который должен быть специально организован, а не проходить стихийно. Перед прочтением текста желательно выполнить упражнения на отработку лексики представленной в тексте, что поможет снять трудности для понимания слов. 
4. Незнакомые лексические явления. В данном курсе, если в тексте встречается незнакомое слово/слова, оно, как правило, выделено жирным шрифтом и в скобке дается его перевод. Кроме того, приводится транскрипция для тех слов, которые, несомненно, вызовут затруднение при чтении. 

Некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшей средней школе: 
- следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке ; 
-  проводить тренировочные упражнения с новыми словами на основе изученного материала; 
- обучать навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи, протекающей со скрытой артикуляцией;  
- необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать; 
- обучать технике чтения надо на хорошо усвоенном лексическом и грамматическом материале; 
- тексты должны быть подобраны на основе программы соответствующей определённому периоду обучени;.  
- подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся;  
-       объем текстов не должен превышать допустимый.

       Каждый современный учитель старается преподнести учебный материал в занимательной форме, чтобы повысить мотивацию у учащихся. При изучении ия в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому, очень важно учителю прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность. Сильное эмоциональное и мотивационное воздействие на личность производят рифмы.

        Рифмование представляет собой стихосложение отдельных слов, фраз, предложений. 
Рифмовки: 
 
-легко запоминаются и надолго остаются в памяти; 
 
 
-могут использоваться, как элементы различных игр; 
 
-служат для тренировки произносительных навыков; 
 
-применяются при проведении физкультразминок; 
 
-делают урок разнообразнее, ярче, интереснее.

Очень эффективно использовать рифмовки для изучения букв английского алфавита. 
Примеры рифмовок для изучения букв английского алфавита: 
 
Letter Cc – Child is swimming in the sea. 
 
Letter Nn – Now let’s make a snowman. 
 
Letter Rr – Ravens flew away so far. 
 
Letter Tt – Tim in winter likes to ski.  
Для успешного запоминания правил чтения и распознавания этих правил в словах возможно использование игры «Rhyme-chain»: 
 
Учащимся дается исходное слово, они по цепочке (друг за другом) называют слова в рифму. Учитель предварительно объясняет, что должно использоваться одно правило чтения. 
 
Пример: Take – make – shake – cake - … . Bad – sad – mad –dad - … .

Огромный интерес у учащихся вызывают короткие и простые рифмовки, в которых учитель знакомит с новыми лексическими единицами. 
Например, при введении лексики по теме «Цвета», используя мультимедийную презентацию, можно озвучить следующие рифмовки: 
 
Я в радуге цвета считала – Цвет на английском – color. 
 
В небо синее гляжу – Синий на английском – blue. 
 
За петрушкой в магазин мамочка послала – Зеленый на английском – green, так бабушка сказала. 
 
Темный, темный наш чердак – Темный на английском – dark.

При повторении лексики учащимся предлагается пропеть рифмовки на мотив какой–либо известной песни. Рифмовки и песни учитель заранее готовит дома.  
Например, названия членов семьи получится пропеть на мотив песни «В траве сидел кузнечик»: 
 
I have, I have a mother. 
 
I have, I have a father. 
 
I have, I have a brother, 
 
A brother and a son. И т.д.

      Грамматическое явление – порядок слов в утвердительном предложении. Дается рифмовка. В предложениях неверный порядок слов. Необходимо изменить рифмовку грамматически правильно. 
 
Very kind is my mother. My mother is very kind. 
 
Very brave is my father. My father is very brave.  
         Грамматическое явление – безличные предложения в настоящем, будущем и прошедшем временах. Задание - прослушав рифмовку, правильно вставить формы глагола «be». 
 
It … sunny in summer. Was  
 
And in winter it … cold. Is  
     Для тренировки артикуляционного аппарата: 
Red Rabbit eat orange carrot. Звук [r] 
 
A bear brings a basket of berries to bears. Звук [b]

     Карточки по английскому языку позволяют быстро заучивать и связывать слова на английском языке с изображениями.  
     Каким образом карточки помогают в изучении английского языка детям?  
развивают образное мышление - формируется прочная связь между изображением и английским словом; 
развивают память; 
отрабатывается произношение - для детей на карточках предусмотрена транскрипция; 
тренируется внимание вашего ребенка; 
пополнение словарного запаса английского языка.

Неотъемлемым звеном в общем комплексе обучения чтению являются упражнения. Методика  обучения  чтению  на  начальном  этапе  предлагает  следующие  упражнения: 
-  написание  букв,  буквосочетаний,  слов  по  образцу; 
-  нахождение  пар  букв  (строчная  и  заглавная); 
-  вписывание  недостающих;  пропущенных  букв;   
-  списывание - запись - прочтение  слов  в  соответствии  с  определённым  признаком  (в  алфавитном  порядке,  в  исходной  форме  слова,  заполнение  пропущенных  букв  в  слове  и  др.); 
-  конструирование  слов  из  разрозненных  букв; 
-  поиск  (прочтение,  выписывание,  подчёркивание)  в  тексте  знакомых,  незнакомых,  интернациональных  и  др.  слов  (в  разном  скоростном  режиме); 
-  чтение  текста  с  пропущенными  буквами / словами  и  т.д. 
Всем  этим  заданиям  можно  придать  игровой  характер,  например:  заполнение  кроссвордов,  составление  ребусов,  расшифровка  тайнописи  ( чтение  текста,  содержащего  слова  с  перепутанными  буквами ),  чтение  текстов,  содержащих  картинки,  вместо  незнакомых  слов,  подписывание  слов  под  картинками,  соотнесение  рисунков  и  записанных  слов,  командные  игры  на  выявление  самых  лучших  читающих  и  т.д.


Информация о работе Игровые приемы в обучении чтения