Игровые технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 15:53, реферат

Краткое описание

Игра – вид деятельности студентов, заключающийся в воспроизведении действий людей и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания студентов.
В теоретической литературе игра рассматривается как:
• особое отношение личности к окружающему миру,
• социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру),

Вложенные файлы: 1 файл

Игровые технологии.docx

— 22.31 Кб (Скачать файл)

УДК 371.3:37.01                                                                 
к.п.н. Кулмагамбетова С.С.

ЗКГУ им. М. Утемисова

 

 

  • Игровые технологии

  •  

    Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.

    В методологии по психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева  и другие.

    Игра – вид деятельности студентов, заключающийся в воспроизведении действий людей и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания студентов.

    В теоретической литературе игра рассматривается как:

    • особое отношение личности к окружающему миру,
    • социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру),
    • деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики интеллекта,
    • социально-педагогическая форма организации детской жизни.

    Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.

    Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

    Функции игры (В.В.Петрусинский) [4, 216]:

    1. Обучающая - закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
    2. Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии;
    3. Коммуникативная - объединение коллектива студентов, установление эмоциональных контактов;
    4. Релаксационная - снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
    5. Психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

    Классификации игр.

    Группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:

    1. Сюжетно-ролевые,
    2. Подвижные,
    3. Дидактические.

    Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания студентов. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

    Дидактические игры по характеру используемого материала делятся н а:

    1. Предметные (с дидактическими игрушками и материалами),
    2. Настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок),
    3. Словесные.

    К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.

    Дидактические игры по способу организации деятельности делятся на:

    • игры-путешествия,
    • игры-поручения,
    • игры-предположения (что было бы, если... ?),
    • игры-загадки,
    • игры-беседы.

    В.В. Петрусинский предложил классификацию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:

    1. Обучающие игры – это игры, способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, обходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память;
    2. Игры подвижные в помещении и на воздухе – это игры для психофизиологической разгрузки, стимулирующие творческую активность, коллективную деятельность;
    3. Социально-психологический ролевой тренинг – игры, направленные на отработку навыков выполнения тех или иных социальных функций, норм;
    4. Психотехнические игры – процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций: внимания, памяти, воображения, эмпатии.

    Имитационная игра – это активная самостоятельная деятельность по имитационному моделированию конкретных систем и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих системах.

    Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

    Структурными компонентами деловой игры являются:

    1. Имитационная модель: педагогические цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания.
    2. Игровая модель: игровые цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.
    3. Методическое обеспечение: исходная информация об игре, методика подготовки и проведения игры (рекомендации преподавателям), набор различных форм бланковой и другой документации, необходимой участникам.
    4. Техническое обеспечение: технические средства, компьютерные программы.

    Ролевая игра – имитация типичных и существенных черт профессиональной деятельности или социальных функций (продавец – покупатель, родители – студенты, хозяин – гости и т.п.).

    Собственно имитационная игра – имитация деятельности или отношений исторических личностей, литературных героев, зверей, предметов и т.п. (например, театральная постановка).

    К имитационным играм относятся и игровые ситуации, например: «Вы – на  острове Гренландия», «Вы – в незнакомом месте».

    Символическая игра – это искусственная результативна интеллектуальная игра, в которой основным средством игры являются знаки, символы и числа.

    Учебная символическая игра – это игра, основные средства которой – конкретные знания в виде знаков, символов и чисел, а основные правила игры выполняются в строгом соответствии с законами и правилами конкретной научной дисциплины.

    Процедура проектирования игры.

    Структура игровой деятельности соответствует логике любой деятельности. В ней можно выделить три основных этапа:

    1. Подготовка: выбор игры, постановка целей, разработка программы проведения.
    2. Проведение: воплощение программы в деятельности, сама игрa с учетом логики действий, правил, атрибутов и т.д.
    3. Подведение итогов: анализ игры в целом, оценка действий каждого участника.

    Если в процессе дидактического проектирования преподаватель выбирает в качестве оптимального технологического способа обучения игру, то последующая конкретизация игры может происходить следующим образом.

    Процедура проектирования игры в учебном процессе:

    1. Анализ темы и содержания занятия, конкретизация цели: определение педагогических и игровых задач;
    2. Выбор вида игры (ролевая, деловая игра, путешествие, аукцион, соревнование и т. п.);
    3. Разработка сюжета игры (например, для деловой игры - проблемная ситуация на предприятии и способы ее решения; путешествия - основные пункты маршрута и виды заданий и т.д.);
    4. Разработка способов установки на игру, постановки игровой задачи, приемов активизации деятельности студентов;
    5. Разработка форм выдачи заданий;
    6. Определение принципа распределения ролей, объяснения правил;
    7. Разработка детального плана игры - алгоритма или сценария с подробным описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания заданий, графической модели взаимодействия участников;
    8. Прогнозирование результатов;
    9. Определение критериев и формы итоговой оценки (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки), способа обобщения работы (систематизация, выделение главного, расстановка акцентов);
    10. Подготовка оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий и других необходимых средств;
    11. Организационная подготовка: знакомство участников с будущей игрой (при использовании имитационных игр).

     

    Литература:

    1.  Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Том 1 - Москва : Педагогика, 1979 – с.
    2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.
    3. Гринченко Н.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М.: Центр гуманитарной литературы, 2002
    4. Игры: Обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского. Кн. 5. 216 с. Педагогические игры. М., 1994.
    5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.
    6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания// Пед.соч.Т.5. – - М.: Педагогика,  1990.
    7. Шацкий С.Т. Школа жизни. М., Педагогика , 1993.

     


    Информация о работе Игровые технологии