Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 15:53, реферат
Игра – вид деятельности студентов, заключающийся в воспроизведении действий людей и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания студентов.
В теоретической литературе игра рассматривается как:
• особое отношение личности к окружающему миру,
• социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру),
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.
В методологии по психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.
Игра – вид деятельности студентов, заключающийся в воспроизведении действий людей и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания студентов.
В теоретической литературе игра рассматривается как:
Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.
Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.
Функции игры (В.В.Петрусинский) [4, 216]:
Классификации игр.
Группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:
Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания студентов. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся н а:
К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.
Дидактические игры по способу организации деятельности делятся на:
В.В. Петрусинский предложил классификацию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:
Имитационная игра – это активная самостоятельная деятельность по имитационному моделированию конкретных систем и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих системах.
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Структурными компонентами деловой игры являются:
Ролевая игра – имитация типичных и существенных черт профессиональной деятельности или социальных функций (продавец – покупатель, родители – студенты, хозяин – гости и т.п.).
Собственно имитационная игра – имитация деятельности или отношений исторических личностей, литературных героев, зверей, предметов и т.п. (например, театральная постановка).
К имитационным играм относятся и игровые ситуации, например: «Вы – на острове Гренландия», «Вы – в незнакомом месте».
Символическая игра – это искусственная результативна интеллектуальная игра, в которой основным средством игры являются знаки, символы и числа.
Учебная символическая игра – это игра, основные средства которой – конкретные знания в виде знаков, символов и чисел, а основные правила игры выполняются в строгом соответствии с законами и правилами конкретной научной дисциплины.
Процедура проектирования игры.
Структура игровой деятельности соответствует логике любой деятельности. В ней можно выделить три основных этапа:
Если в процессе дидактического проектирования преподаватель выбирает в качестве оптимального технологического способа обучения игру, то последующая конкретизация игры может происходить следующим образом.
Процедура проектирования игры в учебном процессе: