Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:59, доклад
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Игровые технологии на уроках музыки.
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Издавна музыка признавалась
важным средством формирования личностных
качеств человека, его духовного
мира. Современные научные
Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество- это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Для школьников игра – сфера
их социального творчества, полигон
его общественного и
Основной мотив игры –
это не результат, а процесс. Игра
раскрывает творческие возможности
ученика, воспитывает чувства
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.
Вокальные импровизации проявляются уже в самом начале урока в музыкальном приветствии. Класс делится на 2 или 3 группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 ил 3 голоса. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников.
В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
Остановлюсь ещё на одном из видов вокальных игр – ритмодекламации.
Ритмодекламация – это четкое
произнесение текста или стихов в заданном
ритме.
Основная цель ритмодекламации – это,
прежде всего развитие музыкального, поэтического
слуха, чувства слова, воображения. Главное
правило ритмодекламации: каждое слово,
каждый слог, звук воспроизводится осмысленно,
с искренним отношением исполнителя к
звучащей речи. Один и тот же текст можно
окрасить разными эмоциями, т.к. отношение
к одному и тому же персонажу или событию
может изменяться по-разному.
У музыки и речи одна первооснова – интонация,
поэтому словесный образ и музыка неразделимы.
Чем глубже дети постигают словесно-поэтический
образ, тем легче им будет понять, а затем
и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического
сопровождения звучащих жестов (хлопки,
шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых
инструментов. Звучания мелодии, может
сопровождаться различными движениями,
что помогает детям телесно пережить ощущение
темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует
формированию естественного звучания
голоса, выработке речевого и певческого
дыхания, развитию четкой дикции и выразительного
исполнения различных настроений в речевом
или музыкальном материале.
Музыкально- дидактические игры- это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.
Творческие задания
Ребенок с раннего детства
осваивает музыку движением. Пластичное
движение, пластические этюды дают
возможность ученику выразить свое восприятие
музыки, не объясняя свое душевное состояние,
и помогают педагогу направить духовное
внимание в глубину поэтичного мира произведения,
не нарушая таинства личного общения с
музыкой. Пластическое интонирование-
один из игровых приёмов на уроках музыки.
Это познание музыки через жест, движение,
превращение процесса восприятия музыки
из пассивной формы работы (слушание) в
активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня,
я – часть музыки». Новые ощущения себя
активизируют восприятие, мышление,
память, способствует увлечённости и творчеству
и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно
показать сложные музыкальные понятия,
не разрушив процесса слушания.
Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.
Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно («от переизбытка чувств»), Но, зная о неразрывности музыкальной и пластической выразительности, с первых уроков я стараюсь побуждать ребят не только внимательно слушать музыку, но и уметь выразить её через музыкально-ритмические движения. Причём, движения могут быть различными – от плавных, как в песне Д. Кабалевского «Наш край», - до имитации игры на музыкальных инструментах, как в песне А. Филиппенко «Весёлый музыкант», от тяжёлого, «вперевалочку» шага мишки из песни Л. Книппер «Почему медведь зимой спит» до хоровода (в русской народной песне «Во поле берёза стояла»).
И иногда ребята сами предлагают пластическое выражение музыкального образа. Если этого не происходит, то я стараюсь помочь им вопросами, подсказками, но не показом готового варианта. А если вариантов, наоборот, много, то есть возможность ещё раз вернуться к произведению и выбрать те, движения которые точнее выражают его характер.
Особенно интересен метод под названием «Зеркало» - «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». Я своими руками начинаю рассказывать без слов детям о музыке. Ребята начинают повторять за мной, причём с удовольствием работают все, воплощая звучащую музыку в жестах.
Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые мы с удовольствием используем. Это произведения Сен-Санса из «Карнавала животных», музыкальные фрагменты из произведений Чайковского, Римского-Корсакова и т. д.
К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках -Инструментальное музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Следующий вид игровой деятельности- это интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра»
«В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Игры- путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.
Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности.
-Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую ролевую игру «Художники — декораторы».
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.
-Следующий творческий прием - Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание нарисовать словесный портрет героя музыкального произведения.
Иди другой вариант- через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.
Назову ещё несколько
игровых приёмов, развивающих творческие
способности детей и
«Логические цепочки» и «Ассоциативные сети». Эти игры я использую начиная с 5 класса. Ребята учатся совершать логический переход от одного понятия к другому в три- четыре промежуточных слова (например: в 8 классе в теме «Что значит современность в музыке» нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка»-