Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:55, контрольная работа
Природа – неотъемлемая часть произведений писателя. Природа помогает постичь красоту и необъятность окружающего мира, пробуждает человека к добру и справедливости.
«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что все, что нас окружает: от зеленой травки, малой беззащитной птахи, таежного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, - все-все это есть часть нашей жизни, т.е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и, как дитя родное, должно относиться к своей матери – земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни
Природа – неотъемлемая часть произведений писателя. Природа помогает постичь красоту и необъятность окружающего мира, пробуждает человека к добру и справедливости.
«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что все, что нас окружает: от зеленой травки, малой беззащитной птахи, таежного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, - все-все это есть часть нашей жизни, т.е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и, как дитя родное, должно относиться к своей матери – земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни» [5].
В произведении прослеживается неразрывная связь человека и природы, проявляется милосердие к пернатым друзьям,
Глубокое содержание, идейный смысл помогают понять взаимоотношения человека и природы, постичь тайны скрытого от нас мира, оказаться в гуще событий, встать на сторону добра и справедливости
Значение произведения: учить видеть и понимать красоту родной природы, любить животных, проявлять милосердие к пернатым друзьям, заботиться и ценить величие лесных массивов.
Капалуха – так охотники называют глухарку. Однажды ребятишки, гнавшие на пастьбу телят, и несколько взрослых людей набрели на капалуху, высиживавшую птенцов.
«Крылья у нее все еще разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у нее голый вплоть до шейки, и на голой пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце…» [1].
Книги В.П. Астафьева помогают постичь вечные истины – ощутить любовь к родной земле и своим близким, неся величавый, сотканный из ярчайших узоров, великий русский язык. В произведении писателя встречаются слова, которые сейчас мало употребляются.
-валежник (сухие сучья и деревья, упавшие на землю)
- косогор (склон горы, холма)
Из рассказов В.П. Астафьева можно много узнать о жизни птиц. Писатель дает нам уроки доброты и отзывчивости к чужой беде, учит любить природу, обращает внимание детей на то, что иногда самыми необдуманными поступками мы причиняем вред окружающему миру, не имея на это права.
Иван Иванович Пантелеев – один из самых читаемых и любимых в Сибири детских писателей. Книги И. Пантелеева будто зарождают добротой, сердечностью и спокойствием.
Изучение в школе рассказов сибирского писателя Ивана Пантелеева дает возможность обогатить учащихся приобщением к творческому миру самобытного автора, знакомством с истинно народной жизнью, с ее духовностью и моральной стойкостью; учит понимать и любить родную землю так, как её любил и понимал автор. Повести и рассказы И. Пантелеева посвящены детям, живущим в Сибири. Пристально всматриваясь в своих героев, писатель отмечает характерные черты: живой ум и любознательность, совестливость, самостоятельность, стремление активно противостоять злу.
Юному читателю известны его книги «Голубые звезды», «Лебедёнок», «Синий снег». Писателя всегда интересовал внутренний мир человека, особенно юного, только вступающего в большой, сложный мир. Только в доброте и любви, в гармонии с природой Пантелеев видел смысл жизни и высокое предназначение человека.
Сам И. Пантелеев считал,
что общение с природой должно
начинаться с самого
Читая рассказ «Голубые
звёзды», учащиеся приходят к
пониманию необходимости
Герои книги – деревенские ребята, жизнь которых проходит где-то вдалеке от больших городов и железных дорог, среди суровой и по-своему прекрасной сибирской тайги, с ее бескрайними лесами, поднебесными горами и прозрачными реками.
Эта книга о том, как формируются и закладываются детские характеры, о честности и правдивости, уважение к человеку, сыновей преданности Родине.
Мальчик Николка размышляет о своей судьбе, верит, что, несмотря на то, что трудно угадать, как сложится судьба, он уверен, что она будет счастливой.
И.И. Пантелеев писал не просто для мальчишек и девчонок. Как человек большой души и всепонимающего сердца, он хорошо знал их проблемы. Хранил самые сокровенные тайны. Отсюда, герои всех его книг, а это, конечно – дети, удивительно живые, узнаваемые, не выдуманные. И слабости у них есть, и недостатки: иногда – лень, бывает – жадность. Есть среди них и ябеды [7, С. 110-115].
Писатель убеждает, что у детей нам, суетливым, растворенным в повседневности, всегда есть чему поучиться.
…- Сань, а почему у птички брюшко красненькое?
- А потому… - Санька на
мгновенье задумывается, в серых
глазах его появляется
Нравственные аспекты жизни современного человека являются центральными в повести Ивана Пантелеева «Чужой».
В своем произведении «Чужой» писатель размышляет над важнейшими проблемами современности: каковы жизненные ценности современного человека? Почему разрушается современная семья? Как выжить подростку в наше сложное время?
Типологически повесть И. Пантелеева примыкает к ряду произведений русской литературы 1980-90-х гг., повествующих о разрушении семьи, о разрыве родовых связей, о девальвации семейных ценностей (Абрамов Ф. «Дом», В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар» и др.). Российские писатели горестно констатируют гибель родовых связей современного человека как необратимый процесс, грозящий, в конечном счете, смертью всему живому.
Произведение красноярского писателя Ивана Пантелеева, рассказывающего о судьбе 11-летнего Леньки, у которого сначала умирает отец, затем спивается и умирает мать, не может оставить равнодушным никого из сегодняшних подростков. Их сочувствие герою повести, сострадание ему, надежда на то, что Ленька, став взрослым, построит в конце-концов себе дом, в котором тепло и уютно будет каждому, переживающему какие-либо жизненные сложности, вселяет в нас надежду на то, что изучение произведений подобной тематики и проблематики плодотворно скажется на отношении ребят к окружающему миру, людям и природе.
В эпизоде «Смерть матери» обращается внимание на обстоятельства смерти матери Леньки («расхристанная», «бутылка хрястнулась о никелированную спинку кровати», «тяжелый винный дух вмиг напитал комнату»). Писатель передает атмосферу неприязни к умершей женщине. Особенно ярко это проявляется в использовании эпитета «расхристанный» («растерзанный»), который отсылает читателя к подвигу Христа, свершенному во имя спасения людей. Мать Леньки, попавшая под воздействие алкоголя, сама является источником своих мук.
Неприязненное отношение к молодой женщине видим мы и у окружающих: «…тетка Ливаниха заругалась …»; «Лешая», «Не могла, как люди… дура». Обратим внимание на поведение жителей Заихи, пришедших попрощаться с покойницей: « Бабы горестно вздыхали, блаженно вытирали слезы платком». Используя эпитет «блаженно», повествователь подвергает сомнению искренность их горя: слово «блаженно» родственно слову «блаженный», что, по данным словаря С. И. Ожегова, означает «в высшей степени счастливый».
И только Ленька доведенную хмелем до смерти женщину называет «мамой», и, осознавая страшную потерю, «обреченно плакал, плакал долго и горько, до икоты и, лишь обессилив вконец, затих…». Так уже в первом эпизоде повести Ивана Пантелеева мы встречаем равнодушие большинства сельчан к чужому горю, прикрытое напускным, внешним сочувствием. Никто из них не обратил внимания на несчастного ребенка. И только брат Витька, которого в деревне прозвали «Марьиным недоумком», так как был «на вине замешанный, почувствовал, как плохо Леньке и вызвал фельдшера Саяну Петровну, которая и отправила Леньку в больницу.
Эпизод «В больнице» показывает, как искренне заинтересованы в здоровье и судьбе Леньки «деды-бессердечники»: «ему жилось славно, за ним заботливо ухаживали деды, подкармливали, даже глухой Шубин и тот всегда угощал его чем-нибудь вкусным, домашним». Так И. Пантелеев использует композиционный прием, который заставляет нас вспомнить построение эпопеи Л.Н. Толстого: эпизод разъединенности людей сменяется эпизодом единения. Но в отличие от романа Л.Н. Толстого, в повести И. Пантелеева тенденция к объединению менее выражена, чем тенденция к разъединению.
Попытавшись устроить свою жизнь и натолкнувшись на равнодушие знакомых людей, особенно бывшего отцовского друга Ефрема Евсеича, Ленька отправился в свое заветное место, в пещеру на склоне горы, откуда «вся деревня как на ладони» видна, чтобы осмыслить открывшуюся ему горькую истину: «Доверчиво обнаженное мальчишечье сердце не хотело соглашаться: как это, в своей родной деревне и — чужой! Он что, виноват, что у него умерла мама?.. Нет, что-то не додумали взрослые, не может быть на свете такой несправедливости…»
Пейзаж является важнейшим средством создания художественного образа. В произведениях И. Пантелеева роль пейзажа весьма значительна. Достаточно вспомнить зарисовки Агула и звездного неба в его рассказе «Голубые звезды», лесной грозы в «Лебеденке». В повести «Чужой» также важна роль пейзажа. «Несуразная Заиха», разбросавшая свои подворья как попало, не отличалась красотой: «… вдоль безымянного ручья разбрелись в беспорядке подворья, новые и старые, казенные и частные, всякие». А когда–то эти места привлекли внимание первых поселенцев своей красотой и природными богатствами. Сейчас же «задыхались от пыли и бензиновой копоти и хлипко дрожали от тяжкой поступи лесовозов, тракторов и прочей наступательной леспромхозовской техники столовая, школа, детсад и вечно пустой клуб с пудовым амбарным замком на двери». Люди становились все более и более равнодушными к окружающему миру, забывая о своей ответственности перед ним. Когда тетка Ливаниха ругала поселок («Несуразная наша Заиха»), ни одна из баб не заступилась за деревню, промолчали все.
Деревне противостоит окружающая природа: подступающая с востока гора, на склонах которой множество пещер, растут на ней не только молодые невзрачные березки, но и колючие кусты шиповника, весной - усеянные яркими цветами, а летом - усыпанные спеющими ягодами. Эта красота окружающего мира открывается в повести только Леньке, неравнодушному проявлениям добра и зла в мире, пытающемуся бороться за родной дом.
Иван Пантелеев показывает, как редеет круг близких Леньке людей: умирает дед Леонтьич, увозит баба Вера брата Витьку. Отчим торопится отправить Леньку из родного дома в детдом. В отчаянии Ленька поджигает свой дом, а затем, осознав, что произошло, пытается победить пламя. Собрались соседи и случайные свидетели происшествия, обсуждали пожар, но никто не посочувствовал сироте, «полуголому отрепышу в саже и волдырях с опаленными спутанными волосами и опухшим лицом». И только Люся, санитарка больницы, пыталась добиться людского сочувствия: «Что же это такое делается, а... Люди! Да вы, не видите, ли чо ли,— ребенка в больницу быстрей надо!». Так проявляется кольцевая композиция повести: в начале произведения мальчик попадает в больницу; в конце повести Ленка также отправляется в больницу. Вряд ли мы можем ожидать, что в этот раз односельчане будут сочувствовать ему, навещать его. Так замыкается круг одиночества 11-летнего подростка.
Размышляя о героях повести, нельзя не отметить, что они все одиноки: и мать Леньки Сизова, и его отчим, и брат Витька. Дом как знак родовых связей, как знак принадлежности человека семье, прикрепленности земле, как знак причастности его к определенным жизненным ценностям перестал существовать. Он не может быть восстановлен. И даже если у Леньки Сизова будет дом, он будет другим. Так Иван Пантелеев воплощает в повести свое представление о жизни 1970-80-х гг. как периоде разрушения традиционных ценностей русской семьи.
Размышляя о персонажах повести «Чужой» (ребенок теряет одного из родителей, второй – спивается, перестает заниматься детьми, порядок в семье пытается навести бабушка…), нельзя не вспомнить картины другого детства - Вити Потылицына, героя автобиографических произведений В.П. Астафьева («Перевал», «Последний поклон»). Сходство наблюдается не только в характере главного героя-подростка, но и в характере представительниц старшего поколения, Бабы Веры («Чужой») и Катерины Петровны («Последний поклон»). Хотя бабу Веру жители Заихи не называли «генералом», как Катерину Петровну, но, сравнив ее с солдатом, признали право этой «грозной» «настырной старухи » сделать без очереди покупки в сельском магазине. Напоминает Катерину Петровну баба Вера и неумением сидеть без дела и своим отношением к огороду – кормильцу семьи. Как герои «Последнего поклона» верили, что с Катериной Петровной не пропадут, «лишь бы она не сдала, не свалилась» («Ангел- хранитель»), так и в повести И. Пантелеева баба Вера – опора многодетной семьи: «У дочки живу. У ней три девчонки да мальчишка Димка по четвертому году, а мужа-то нету — один помер, а другого выгнала — потаскун да пьяница оказался. Одной-то ей с ребятишками маята — не управиться. Я у ней вроде как нянька — помогаю детишек ростить. А сейчас вот еще Витька на мою шею…». Правда, помогая дочери, отказалась она от попытки спасти своего сына, советуя Леньке: «Только за отчима, сынка моего неладного, держаться не след — сгинешь. Ему самому нянька требуется… ». Забрав Витьку, уезжает она из Заихи, оставив Леньку со своим непутевым сыном, от которого сама ничего хорошего не ожидает. В отличие от астафьевской героини Катерины Петровны, хранительницы семейного очага, у бабы Веры нет собственного угла: «Своего-то дома у меня нету — сгорел в одночасье. Строить новый силов нет и нужды особой». Возможно, поэтому она не задумывается о привязанности Леньки к родному дому.
Информация о работе Идейно-художественное своеобразие произведения В.П. Астафьева «Капалуха»