Идейно-художественное своеобразие произведения В.П. Астафьева «Капалуха»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Природа – неотъемлемая часть произведений писателя. Природа помогает постичь красоту и необъятность окружающего мира, пробуждает человека к добру и справедливости.
«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что все, что нас окружает: от зеленой травки, малой беззащитной птахи, таежного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, - все-все это есть часть нашей жизни, т.е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и, как дитя родное, должно относиться к своей матери – земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)
  1. Идейно-художественное своеобразие произведения В.П. Астафьева «Капалуха»

 

Природа – неотъемлемая часть произведений писателя. Природа помогает постичь красоту и необъятность окружающего мира, пробуждает человека к добру и справедливости.

«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что все, что нас окружает: от зеленой травки, малой беззащитной птахи, таежного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, - все-все это есть часть нашей жизни, т.е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и, как дитя родное, должно относиться к своей матери – земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни» [5].

В произведении прослеживается неразрывная связь человека и природы, проявляется милосердие к пернатым друзьям,

Глубокое содержание, идейный смысл помогают понять взаимоотношения человека и природы, постичь тайны скрытого от нас мира, оказаться в гуще событий, встать на сторону добра и справедливости

Значение произведения: учить видеть и понимать красоту родной природы, любить животных, проявлять милосердие к пернатым друзьям, заботиться и ценить величие лесных массивов.

Капалуха – так охотники называют глухарку. Однажды ребятишки, гнавшие на пастьбу телят, и несколько взрослых людей набрели на капалуху, высиживавшую птенцов.

«Крылья у нее все еще разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у нее голый вплоть до шейки, и на голой пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце…» [1].

Книги В.П. Астафьева помогают постичь вечные истины – ощутить любовь к родной земле и своим близким, неся величавый, сотканный из ярчайших узоров, великий русский язык. В произведении писателя встречаются слова, которые сейчас мало употребляются.

-валежник (сухие сучья  и деревья, упавшие на землю)

- косогор (склон горы, холма)

Из рассказов В.П. Астафьева можно много узнать о жизни птиц. Писатель дает нам уроки доброты и отзывчивости к чужой беде, учит любить природу, обращает внимание детей на то, что иногда самыми необдуманными поступками мы причиняем вред окружающему миру, не имея на это права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проза И. Пантелеева

 

Иван Иванович Пантелеев – один из самых читаемых и любимых в Сибири детских писателей. Книги И. Пантелеева будто зарождают добротой, сердечностью и спокойствием.

Изучение в школе рассказов сибирского писателя Ивана Пантелеева дает возможность обогатить учащихся приобщением к творческому миру самобытного автора, знакомством с истинно народной жизнью, с ее духовностью и моральной стойкостью; учит понимать и любить родную землю так, как её любил и понимал автор. Повести и рассказы И. Пантелеева посвящены детям, живущим в Сибири. Пристально всматриваясь в своих героев, писатель отмечает характерные черты: живой ум и любознательность, совестливость, самостоятельность, стремление активно противостоять злу.

Юному читателю известны его книги «Голубые звезды», «Лебедёнок», «Синий снег». Писателя всегда интересовал внутренний мир человека, особенно юного, только вступающего в большой, сложный мир. Только в доброте и любви, в гармонии с природой Пантелеев видел смысл жизни и высокое предназначение человека.

 Сам И. Пантелеев считал, что общение с природой должно  начинаться с самого младенческого  возраста, так как оно воспитывает самое главное человеческое качество – человечность. Герои рассказов И. Пантелеева – дети, так как им присущ максимализм, где есть два полярных понятия: «да» и «нет», и необходимо успеть вовремя прийти им на помощь в какой-то затруднительной жизненной ситуации, чтобы закрепить в их сознании правильные жизненные ориентиры, показать.

 Читая рассказ «Голубые  звёзды», учащиеся приходят к  пониманию необходимости активной  жизненной позиции, осознанию того, что есть истинные человеческие  ценности.

Герои книги – деревенские ребята, жизнь которых проходит где-то вдалеке от больших городов и железных дорог, среди суровой и по-своему прекрасной сибирской тайги, с ее бескрайними лесами, поднебесными горами и прозрачными реками.

Эта книга о том, как формируются и закладываются детские характеры, о честности и правдивости, уважение к человеку, сыновей преданности Родине.

Мальчик Николка  размышляет о своей судьбе, верит, что, несмотря на то, что трудно угадать, как сложится судьба, он уверен, что она будет счастливой.

И.И. Пантелеев писал не просто для мальчишек и девчонок. Как человек большой души и всепонимающего сердца, он хорошо знал их проблемы. Хранил самые сокровенные тайны. Отсюда, герои всех его книг, а это, конечно – дети, удивительно живые, узнаваемые, не выдуманные. И слабости у них есть, и недостатки: иногда – лень, бывает – жадность. Есть среди них и ябеды [7, С. 110-115].

Писатель убеждает, что у детей нам, суетливым, растворенным в повседневности, всегда есть чему поучиться.

…- Сань, а почему у птички брюшко красненькое?

- А потому… - Санька на  мгновенье задумывается, в серых  глазах его появляется плутоватый  огонек. – А потому.… Это у  него от мороза. У тебя вот  на морозе нос краснеет, а у  снегиря брюшко… [8].

Нравственные аспекты жизни современного человека  являются центральными в повести Ивана Пантелеева «Чужой».

В своем произведении «Чужой» писатель размышляет над важнейшими проблемами современности: каковы жизненные ценности современного человека?  Почему разрушается современная семья? Как выжить подростку в  наше сложное время?

Типологически повесть И. Пантелеева примыкает к ряду произведений русской литературы 1980-90-х гг., повествующих о разрушении семьи, о разрыве родовых связей, о  девальвации семейных ценностей (Абрамов Ф. «Дом», В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар» и др.).  Российские писатели горестно констатируют гибель родовых связей современного человека как необратимый процесс, грозящий, в конечном счете, смертью всему живому.

Произведение красноярского писателя Ивана Пантелеева, рассказывающего о судьбе 11-летнего Леньки, у которого сначала умирает отец, затем спивается и умирает мать, не может оставить равнодушным никого из сегодняшних подростков. Их сочувствие герою повести, сострадание  ему,  надежда на то, что Ленька, став взрослым,  построит в конце-концов себе дом, в котором тепло и уютно будет каждому,  переживающему  какие-либо жизненные сложности, вселяет в нас надежду на то, что изучение произведений подобной тематики и проблематики плодотворно скажется на отношении ребят к окружающему миру, людям и природе.

В эпизоде «Смерть матери» обращается внимание на  обстоятельства смерти матери Леньки («расхристанная», «бутылка хрястнулась о никелированную спинку кровати»,  «тяжелый винный дух вмиг напитал комнату»). Писатель передает атмосферу неприязни к умершей женщине. Особенно ярко это проявляется в использовании эпитета «расхристанный» («растерзанный»), который отсылает читателя к подвигу Христа, свершенному во имя спасения людей. Мать Леньки, попавшая под воздействие алкоголя, сама является источником своих мук.

 Неприязненное отношение  к молодой женщине видим мы  и у окружающих:  «…тетка Ливаниха заругалась …»; «Лешая», «Не могла, как люди… дура». Обратим внимание на  поведение жителей Заихи, пришедших  попрощаться с покойницей: « Бабы горестно вздыхали, блаженно вытирали слезы платком». Используя эпитет «блаженно», повествователь подвергает сомнению  искренность их горя: слово «блаженно»  родственно слову «блаженный», что, по данным  словаря С. И. Ожегова, означает «в высшей степени счастливый».

И только Ленька доведенную хмелем до смерти женщину называет «мамой», и, осознавая страшную потерю, «обреченно плакал, плакал долго и горько, до икоты и, лишь обессилив вконец, затих…». Так уже в первом эпизоде повести Ивана Пантелеева мы встречаем равнодушие большинства сельчан к чужому горю, прикрытое напускным, внешним сочувствием. Никто из них не обратил внимания на  несчастного ребенка. И только брат Витька, которого в деревне прозвали «Марьиным недоумком», так как был «на вине замешанный, почувствовал, как плохо Леньке и вызвал фельдшера Саяну Петровну, которая и отправила Леньку в больницу. 

Эпизод «В больнице» показывает, как искренне заинтересованы в здоровье и судьбе Леньки «деды-бессердечники»:  «ему жилось славно, за ним заботливо ухаживали деды, подкармливали, даже глухой Шубин и тот всегда угощал его чем-нибудь вкусным, домашним». Так И. Пантелеев использует  композиционный прием, который заставляет нас вспомнить построение  эпопеи Л.Н. Толстого: эпизод разъединенности людей сменяется эпизодом  единения. Но в отличие от  романа Л.Н. Толстого, в повести  И.  Пантелеева тенденция к объединению  менее выражена, чем тенденция к разъединению.

Попытавшись устроить свою жизнь и натолкнувшись на равнодушие знакомых людей, особенно бывшего отцовского друга Ефрема Евсеича, Ленька отправился в  свое заветное место, в пещеру на  склоне горы, откуда  «вся деревня как на ладони» видна, чтобы осмыслить открывшуюся ему горькую  истину: «Доверчиво обнаженное мальчишечье сердце не хотело соглашаться: как это, в своей родной деревне и — чужой! Он что, виноват, что у него умерла мама?.. Нет, что-то не додумали взрослые, не может быть на свете такой несправедливости…»

Пейзаж является важнейшим средством создания художественного образа. В произведениях И. Пантелеева роль пейзажа весьма значительна. Достаточно вспомнить зарисовки Агула и звездного неба в его рассказе «Голубые звезды», лесной грозы в «Лебеденке». В повести «Чужой» также важна роль пейзажа. «Несуразная Заиха», разбросавшая свои подворья как попало, не отличалась красотой: «… вдоль безымянного ручья разбрелись  в беспорядке подворья, новые и старые, казенные и частные, всякие».  А когда–то эти места привлекли внимание первых поселенцев своей красотой и природными богатствами. Сейчас же «задыхались от пыли и бензиновой копоти и хлипко дрожали от тяжкой поступи лесовозов, тракторов и прочей наступательной леспромхозовской техники столовая, школа, детсад и вечно пустой клуб с пудовым амбарным замком на двери». Люди становились все более и более равнодушными к окружающему миру, забывая о своей ответственности перед ним. Когда тетка Ливаниха ругала поселок («Несуразная наша Заиха»), ни одна из баб не заступилась за   деревню, промолчали все.

Деревне противостоит окружающая природа: подступающая с востока гора, на склонах которой множество пещер, растут на ней не только молодые невзрачные березки, но и колючие кусты шиповника, весной - усеянные яркими цветами, а летом - усыпанные спеющими ягодами. Эта красота окружающего мира  открывается в повести только Леньке,  неравнодушному  проявлениям добра и зла в мире, пытающемуся бороться за родной дом.

Иван Пантелеев показывает, как  редеет круг близких Леньке людей: умирает дед Леонтьич, увозит баба Вера  брата Витьку. Отчим  торопится отправить Леньку из  родного дома   в детдом. В отчаянии Ленька поджигает свой дом, а затем, осознав, что произошло, пытается победить пламя.  Собрались соседи и случайные свидетели происшествия,  обсуждали пожар, но никто не посочувствовал сироте, «полуголому отрепышу в саже и волдырях с опаленными спутанными волосами и опухшим лицом». И только  Люся, санитарка больницы,  пыталась  добиться людского сочувствия: «Что же это такое делается, а... Люди! Да вы, не видите, ли чо ли,— ребенка в больницу быстрей надо!». Так  проявляется кольцевая композиция повести: в начале произведения  мальчик попадает в больницу; в конце повести Ленка также отправляется в больницу. Вряд ли мы можем  ожидать, что в этот раз односельчане будут сочувствовать ему, навещать его. Так замыкается круг  одиночества 11-летнего подростка. 

Размышляя о героях повести, нельзя не отметить, что они все одиноки: и мать Леньки Сизова, и его отчим, и брат Витька. Дом как знак родовых связей, как знак принадлежности человека  семье, прикрепленности земле, как знак причастности его  к определенным жизненным ценностям перестал существовать. Он не может быть восстановлен. И даже если у Леньки Сизова будет дом, он будет другим. Так  Иван Пантелеев воплощает в повести свое представление о жизни 1970-80-х гг.  как периоде  разрушения традиционных ценностей русской семьи.

Размышляя о персонажах повести «Чужой» (ребенок теряет одного из родителей, второй – спивается, перестает заниматься детьми,  порядок в семье пытается навести бабушка…), нельзя не вспомнить картины другого детства - Вити Потылицына, героя автобиографических произведений В.П. Астафьева («Перевал», «Последний поклон»).  Сходство наблюдается не только в характере главного героя-подростка, но и в характере представительниц старшего поколения, Бабы Веры («Чужой»)  и Катерины Петровны («Последний поклон»). Хотя бабу Веру жители Заихи не называли «генералом», как Катерину Петровну, но, сравнив ее с солдатом,  признали   право этой «грозной»  «настырной старухи » сделать без очереди покупки в сельском магазине.  Напоминает Катерину Петровну баба Вера и  неумением сидеть без дела и своим  отношением к огороду – кормильцу семьи.  Как герои «Последнего поклона»  верили, что с Катериной Петровной не пропадут, «лишь бы она не сдала, не свалилась» («Ангел- хранитель»), так и в повести  И. Пантелеева баба Вера – опора  многодетной семьи: «У дочки живу. У ней три девчонки да мальчишка Димка по четвертому году, а мужа-то нету — один помер, а другого выгнала — потаскун да пьяница оказался. Одной-то ей с ребятишками маята — не управиться. Я у ней вроде как нянька — помогаю детишек ростить. А сейчас вот еще Витька на мою шею…». Правда, помогая  дочери, отказалась она от попытки спасти своего сына, советуя  Леньке: «Только за отчима, сынка моего неладного, держаться не след — сгинешь. Ему самому нянька требуется… ». Забрав Витьку, уезжает она из Заихи, оставив Леньку со своим непутевым сыном, от которого сама ничего хорошего не ожидает. В отличие от астафьевской героини  Катерины Петровны, хранительницы семейного очага, у бабы Веры нет собственного угла: «Своего-то дома у меня нету — сгорел в одночасье. Строить новый силов нет и нужды особой».  Возможно, поэтому она не задумывается о привязанности Леньки к родному дому.

Информация о работе Идейно-художественное своеобразие произведения В.П. Астафьева «Капалуха»