Идеологические основы формирования института дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 17:38, реферат

Краткое описание

История дошкольного образования прошла не малый путь до наших дней. На каждом временном отрезке существовали свои идеологические основы – нормы, правила и принципы, которые определяют и регулируют отношения внутри общества и разное отношение к семейному воспитанию. В данной работе я попытаюсь рассмотреть факторы создания дошкольных учреждений, а именно то, что повлияло на создание того или иного детского учреждения и отношение к семейному воспитанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Идеологические основы формирования института дошкольного образования.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Идеологические основы формирования института дошкольного образования

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

преподаватель


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Институт дошкольного образования – это социальный институт, целенаправленно  созданный и существующий для обеспечения образования детей дошкольного возраста.

История дошкольного образования прошла не малый путь до наших дней. На каждом временном отрезке существовали свои идеологические основы – нормы, правила и принципы, которые определяют и регулируют отношения внутри общества и разное отношение к семейному воспитанию. В данной работе я попытаюсь рассмотреть факторы создания дошкольных учреждений, а именно то, что повлияло на создание того или иного детского учреждения и отношение к семейному воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.И.Бецкой, воспитательные дома.

Первый воспитательный дом был открыт  в 1763 году в Москве И.И. Бецким. Целью создания  детского учреждения является воспитание детей третьего сословия – свободных людей, живущих своим трудом. Опираясь на детскую психологию, где доказано, что ребёнок склонен к подражанию, Бецкой решил воспитывать детей положительным примером и «уделять от слуха и зрения всё то, что хотя тень пророка имеет». Добиться желаемого результата можно лишь тогда, когда воспитываемые будут изолированы от  старших поколений, которые могут погубить их своими пороками. Для этого Бецкой создал перегородку, которая не давала возможности старшему поколению оказывать негативное влияние на младшее. Этой перегородкой стал закрытый воспитательный дом, где пресвященные наставники выдерживали воспитанников «до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум».

Бецкой отвергает семейное воспитание. Он изолирует детей в воспитательные дома, где никто не сможет загубить их, и воспитывает из них новую породу людей. В появлении третьего сословия, Бецкой видел нравственное возражение всей нации.

 

 

 

 

 

 

В.Ф.Одоевский, приюты

С конца XVIII в. и до начала XIX в. в России происходила политическая и классовая борьба, в результате чего произошла смена социального строя. В стране произошла переоценка нравственных ценностей, а именно стала признаваться  значимость личности. В нашей стране произошёл кризис крепостного хозяйства, а это привело к массовому внедрению женского труда в промышленность.

В связи с этим в России произошёл рост бродячих детей, поэтому, вначале XIX в. был создан новый тип общественных учреждений для детей – приют. Целью создания учреждения является приют для ребёнка на время работы родителей, и его обучение - умственное, физическое и нравственное развитие.

В приюте всё было построено на семейных началах, смотрительницы всеми способами заботились о детях, подбирали подход к каждому ребёнку. В нём смотрительницы заменяли детям родителей, давали убежище, если кто-то в нём нуждался, заботились, воспитывали и обучали.

В середине ХХ в., в силу политических событий в России, изменилось отношение к семейному воспитанию. Теперь детей не изолируют в воспитательные дома от семьи, а воспитывают их в приютах, где заменяют им семью на некоторое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.Фребель, детские сады

А в это время в Германии начали свою работу детские сады Ф. Фребеля.

В учреждение осуществлялось всестороннее воспитание детей, взаимодействие с их родителями, а так же обучение матерей воспитанию детей.

Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети – цветы, воспитательница – садовница, её задача состоит в том, чтобы заботиться о цветах и способствовать их наиболее полному раскрытию.

В России в первой половине ХХ в. существовали фребелевские курсы, на которых педагоги осваивали систему Фребеля. Но какой бы идеальной система не была, она не смогла бы прижиться в нашей стране. При её переносе из Германии в Россию был утрачен тот развивающий эффект, который имел место быть у себя на родине.

Теоретические и методические принципы Фребеля остаются актуальными в наши дни и используются в дошкольной педагогики. Фребель способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Появление нового типа дошкольного учреждения – детского сада вновь изменило отношение к семейному воспитанию. Теперь они не пытаются заменить семью, а наоборот, стремятся помочь семье, обучить её правильному воспитанию ребёнка.

 

 

 

 

Е.И.Тихеева

 Цель детских садов по Тихеевой – гармоничное развитие всех способностей ребёнка. « Детский сад – это не школа, в нём дети живут как и дома в семье, но в обстановке более соответствующей их интересам» .

«Детский сад должен быть местом, в котором дети живут своей естественной детской жизнью среди обстановки, способствующей самопроизвольному и всестороннему развитию их природных сил и способностей, под руководством любящего, педагогически опытного лица».

Дошкольное воспитание она считала частью общего процесса воспитания человека.

Тихеева так же как и Фребель с Монтессори выступала за содействие семьи и дошкольного учреждения. «Детский сад и семья должны быть вместе». Она говорила, что нужно привлечь родителей для наилучшего результата воспитания. «Детский сад – это лаборатория, где обучаются воспитывать детей» .Программа обучения должна индивидуализироваться по отношению к детям.

Свои педагогические теории Тихеева предоставляла дошкольным учреждениям .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Монтессори

Так же в начале ХХ в. появилась новая система воспитания Монтессори, её методика строилась на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку. Учебное учреждение Монтессори как и учреждение Фребеля создавалось для помощи семьи в воспитании ребёнка.

Изначально система Монтессори применялась к  умственно отсталым детям. Эта система помогла детям с ОВЗ приобрести знания и навыки, которые соответствовали умениям их сверстников. Позже Монтессори внедрила свою систему в воспитание здоровых детей. Главная роль принадлежит ребёнку, а воспитатель лишь помощник, который помогает ребёнку развиться самому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав факторы создания дошкольных учреждений, я пришла к следующему выводу: в XVIII в., Бецкой создал воспитательный дом, с целью воспитания людей третьего сословия. Для этого он изолировал детей от семьи и от общества, дабы те не оказали негативное влияние на становление личности. В XIX в. в связи с политической обстановкой В России, женщины массово отправились работать в промышленность. Дети остались без присмотра, поэтому Одоевский создал приют, где за детьми присматривали и обучали их. Теперь детей не изолировали от семьи, а лишь заменял её. В первой половине ХХ в. появились детский сад Фребеля и новые методики обучения Монтессори и Тихеевой. В обществе вновь произошли изменения, которые привели к смене взглядов. Теперь от семьи не изолируют, не заменяют её, а наоборот помогают ей. Так у Фребеля  помимо воспитания детей, обучали, помогали мамам воспитывать своих малышей. А Тихеева говорила, что детский сад и семья должны быть вместе.

На основании этого можно выделить три типа отношения к семье:

    1. Изоляция от семьи (Бецкой)
    2. Замена семьи (Одоевский)
    3. Помощь семье (Фребель, Монтессори и Тихеева)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987 (1976).
  2. История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия. - М., 1986 (1974).
  3. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома
  4. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/problema-jesteticheskogo-vospitanija-v-nasledii-a-v-lunacharskogo.html
  5. http://socialpeded.ru/60-voprosov-s-otvetami-po-soczialnoj-pedagogike/238-progressivnaya-rol-v-f-odoevskogo-v-sozdanii.html
  6. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-v-f-odoevskim-detskih-priyutov-v-rossii#ixzz2yOcKN2ox
  7. http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika_montessori/1
  8. http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/sistema-frebelja

 

 

 

 

 


Информация о работе Идеологические основы формирования института дошкольного образования