Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:28, лекция
Выход в свет первых двух томов "Педагогической антропологии" К.Д. Ушинского научная и педагогическая общественность России встретила с интересом. Многие печатные издания отреагировали на это событие рецензией либо заметкой. В редакционных заметках "Педагогического сборника" и "Вестника Европы" в 1868 г. выражалось желание, чтобы данное произведение сделалось настольной книгой для каждого воспитателя и учителя, признающих, что кроме опыта и терпения, педагог должен обладать специальными знаниями [33; 132]. И хотя авторы рецензий критиковали К.Д. Ушинского за обилие в книге трудных для наставников и воспитателей философских, психологических и других проблем, восприятие которых требовало специальной подготовки, большинство рецензентов сходились на мнении, что труд Ушинского важен для развития педагогической науки, так как он первым в России предпринял попытку построить теорию воспитания на основах психологии и физиологии.
Идея педагогической антропологии в России в 70-е—90-е гг. XIX в.
Выход в свет первых двух
томов "Педагогической антропологии"
К.Д. Ушинского научная и
Но, анализируя философские позиции труда К.Д. Ушинского, указывая на важность психологии и физиологии для построения основ педагогики, авторы рецензий не обратили внимания на саму постановку вопроса Ушинским, на создание им нового исследовательского направления — педагогической антропологии, которая, хотя и не обозначена К.Д. Ушинским четко, но подразумевается и в названии, и в содержании его труда.
Примечательно, что в период
с выхода в свет первого тома до
1916 г. книга Ушинского "Человек
как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии" выдержала 13 изданий
и после 1871 г. новые издания "Педагогической
антропологии" не вызывали уже бурных
откликов в печати. Это означало,
что книга К.Д. Ушинского вошла
в обиход квалифицированной части
русского учительства и была принята
для изучения педагогами, получавшими
высшее образование. По словам С.Ф. Егорова,
тома "Педагогической антропологии"
"сразу же после выхода в свет
становились настольными
Но в процессе пользования книгой выяснилась определенная трудность в прочтении ее педагогами. К.Д. Ушинского упрекали в использовании трудных для восприятия воспитателями философских и психологических терминов. С целью распространения труда К.Д. Ушинского среди педагогической общественности были сделаны попытки подготовить воспитателей к изучению "Педагогической антропологии". Одну из таких попыток предпринял К.К. Сент-Илер, поместив в ежемесячном журнале "Русский начальный учитель" ряд статей под заголовком "Руководящие заметки по чтению народными учителями педагогических сочинений" [164; 165].
Несмотря на то что К.К.
Сент-Илер особо подчеркивает необходимость
основательного изучения предисловия
Ушинского к "Педагогической антропологии",
так как в нем рассматриваются
очень важные вопросы: является ли педагогика
наукой, каковы цели воспитания, что
должен знать воспитатель, чтобы
хорошо подготовиться к своей
деятельности, каково значение психологии
для педагогики и т.д., сам он предисловие
не анализирует, хотя именно в нем
К.Д. Ушинский формулирует смысл
своей теории — необходимость
для воспитания всеобъемлющего знания
о человеке и постановки этого
знания на научную основу. К.К. Сент-Илер
не призывает учителей читать все
произведение Ушинского, он выделяет отдельные
главы, требующие тщательного
Ценность "Заметок" К.К. Сент-Илера в том, что своими комментариями он пытается приблизить научные факты, приведенные К.Д. Ушинским, к практике воспитания. Но К.К. Сент-Илер сосредотачивает внимание на психологических проблемах. Пропагандируя основную мысль К.Д. Ушинского об изучении человека "во всех отношениях", К.К. Сент-Илер не выходит за рамки психологии и физиологии в применении к воспитанию, хотя сам К.Д. Ушинский к антропологическим наукам причислял не только естественные, но и общественные науки: историю (включая историю религий, цивилизации, философских систем, литератур, искусств), статистику, политическую экономию и другие науки, имеющие непосредственное отношение к социальной стороне существования человека.
Акцент на социокультурном
аспекте антрополого-
Особо приветствует П.Ф. Каптерев
мысль Ушинского о
Анализ откликов на книгу
"Человек как предмет
Спустя почти 60 лет после выхода в свет "Педагогической антропологии" В.В. Зеньковский сетовал на то, что высоко оцененный русскими педагогами этот труд мало отмечен в русской психологической литературе. "К стыду русских психологов, — писал В.В. Зеньковский, — книга Ушинского прошла почти незамеченной, на нее смотрели как на труд дилетанта, а между тем... она поражает огромным психологическим талантом автора — богатством новых построений и идей, точностью метода, исключительной широтой знаний и стройностью всего плана" [61, с. 70].
Э.Д. Днепров видит причину
непонимания современниками идей "Педагогической
антропологии" и неспособности
продолжить начатое К.Д. Ушинским дело
в неподготовленности педагогического
сознания. Именно поэтому, пишет он,
"преобладающая часть
Термин педагогическая антропология,
впервые введенный К.Д. Ушинским
для обозначения
Тем не менее, исследование К.Д.
Ушинского "Человек как предмет
воспитания" с главной идеей
необходимости всестороннего
Наиболее заметными с
точки зрения развития педагогико-антропологических
идей стали статьи И.И. Мечникова "Воспитание
с антропологической точки
Врач И.И. Мечников говорит
о необходимости
П.Ф. Лесгафт считал, что общей целью воспитания и образования должно стать всестороннее развитие человеческого организма. И антропология в решении данной задачи обладает большими возможностями. Но не антропология, занимающаяся описанием и изучением человека как биологического вида, а антропология как наука о человеке и об условиях, необходимых для его правильного развития, которая "должна основываться на общих положениях, взятых из анатомии и физиологии и служащих к выяснению индивидуальных и социальных свойств человека и изменяемости его под влиянием окружающей среды" [101, с. 373].
Антропология как наука
об индивидуальных и социальных свойствах
человека и об его изменяемости под
влиянием окружающей среды, по мнению
П.Ф. Лесгафта, может быть единственной
и главной опорой педагогики, "основанием
педагогического дела" [101, с. 373], без
нее немыслимо воспитание. Только
при понимании природы ребенка
"легко убедиться в том, как
несправедливо подвергать детей
различным наказаниям, как эти
наказания их оскорбляют, вызывая
злобу и угнетение личности. Своей
несправедливостью они
В том, что антропология не
стала еще основанием педагогики,
П.Ф. Лесгафт видит причину
П.Ф. Лесгафт не употребляет
термина "педагогическая антропология".
Он говорит о необходимости
Неослабевающий интерес
к науке о воспитании в 60—90-е
гг. XIX в. связан с осознанием обществом
социальной значимости педагогической
деятельности. Создание К.Д. Ушинским труда
"Человек как предмет
К.Д. Ушинский заложил в основание педагогики фундамент — педагогическую антропологию, которая, приведя в систему знания о ребенке, смогла бы вооружить педагогику этими знаниями. Однако идея К.Д. Ушинского о необходимости разработки новой области знания о человеке воспитуемом не нашла продолжения в 60—90-е гг. XIX в. у его последователей.
Признавая необходимость
изучения человека, приветствуя, как
П.Ф. Каптерев, мысль Ушинского о
необходимости научной
Тем не менее последователи К.Д. Ушинского обратили внимание на основанную им новую методологическую позицию, сделав важный акцент на том, что педагогика как наука о воспитании не может обойтись без всестороннего изучения человека.
Педагогическая антропология
в 70—90 гг. XIX в. продолжила свое развитие
в контексте развития педагогики
в виде антропологического подхода
— нового отношения к педагогике,
предполагающего соотнесение
Информация о работе Идея педагогической антропологии в России в 70-е—90-е гг. XIX в.