Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Изучение личности Ивана Ивановича Янжула на уроках истории как отдельной темы в школьной программе не представлено. Поэтому мы посчитали целесообразным изучить экономические труды И.И. Янжула как исторический источник.
Для того, чтобы определить на каких уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России. Историю 19 века более подробно изучают в 10 классе .

Содержание

1.Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России…3
2.1.Аргументация целесообразности использования материалов работы в школьном курсе истории…………………………………………………………4
3.2 Использование компьютерной презентации на уроках истории…………
4.3 Разработка урока по теме: «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века»……………………………………………………..6
Список источников и литературы………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

янжула.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Учащиеся получают раздаточный материал:

    Группа А: Промышленное производство ( Выдержки из воспоминаний И.И. Янжула).3

    Группа Б: Развитие торговли( Выдержки из воспоминаний И.И. Янжула) . 4Группе А предлагается найти ответы на следующие вопрос:

  • Сравнить показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы. 2. Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?
  • Какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно?
  • группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем (Приложение 3) и текст документа, помещенный после параграфа.    «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера».                      

Группе Б предлагается найти ответы на такие вопросы:

  • Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины?
  • Сделайте вывод, как изменился ассортимент грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы?
  • Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности, и наоборот? Осмысливая полученную информацию и анализируя статистические данные, учащиеся формулируют вывод.

  Ученикам  определяют, что сословия  дворян и крестьян совпадают  с классами помещиков и крестьян, а классы буржуазии и рабочих  не имеют аналогов в сословной структуре.

       На основании информации представленной учителем, учащиеся формулируют  вывод, что сословное деление российского общества не соответствует реальному положению различных слоев населения в обществе и является пережитком феодализма.

Свои выводы ученики записывают в тетрадях.

          Учитель просит учащихся определить по карте, в каких районах страны, было развито промышленное производство, и в каких сельское хозяйство тип хозяйства и дополняет ответы учащихся статистическими данными из воспоминаний И.И. Янжула и записывают сделанные выводы в таблицу 

Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

  • Сохранение

Общины

  • Выкупные платежи
  • Временнообязанное состояние
   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так же учащиеся при помощи учителя рассматривают зарождения капитализма в сельском хозяйстве, и чертят схему.

 

 

        Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве

 


 

 

 

 

 

 

 

Прусский путь                                                              Американский путь

 

 

 

        Выводы о  состоянии сельского  хозяйства после отмены крепостного права учащиеся делают после сообщения одноклассника.

Организация работы со статистическими данными, представленными на слайдах

3. При рассмотрении вопроса о  промышленном развитии России  учитель организует работу в группах

1 группа исследует уровень развития  промышленности в пореформенное  время. Для этого она использует  также текст учебника, данные  сравнительной таблицы, предложенной  учителем. карту, помещенную в учебнике  или атласе 

  Учащиеся выдвигают предположения

Подсчитав количество земли, приходящееся на одно помещичье и одно крестьянское хозяйство, ученики приходят к выводу, что дворянство по-прежнему остается собственником основной массы пахотной земли, а крестьянство страдает от малоземелья. Записывают в тетради вывод.

Ученики вспоминают положения Реформы и отмечают, что помещики потеряли право на бесплатный труд своих крестьян

Учащиеся работают в группах

1 группа, анализирует отрывок из  Данилевского, выделяет особенности  капиталистической системы ведения хозяйства: использование наемного труда, сельскохозяйственных машин

2 группа, анализируя отрывок из  Энгельгардта, выделяет особенности  отработочной системы ведения  хозяйства: сохранение полуфеодальных  форм эксплуатации.

       Учащиеся определяют, что капиталистические формы хозяйствования преобладали в Прибалтике, Правобережной Украине, Новороссии, северном Кавказе, в большей части Нижнего Поволжья.

Учащиеся делают выводы, что новая форма отработок крестьян похожа на прежнюю – барщину.

Возможность данной формы обеспечили условия проведения реформы:

  • временнообязанное состояние,
  • отрезки-малоземелье вынуждает крестьян арендовать помещичью землю.

  Учащиеся записывают выводы в тетрадь.

Ученики высказывают свое мнение.

5. Закрепление новой темы

Рефлексия:

Учитель предлагает учащимся вспомнив предположения, выдвинутые в начале урока, сделать вывод об экономическом развитии России в пореформенный период

        Учитель рассказывает  об успехах развития сельского хозяйства в пореформенный период: увеличении посевных площадей, росте урожайности, дальнейшей специализации районов. Учащиеся делают вывод о расслоении в деревне, сохранении крестьянской общины. Росте товарооборота.

          При анализе работы А группы учащиеся показывают успехи в развитии промышленности. По карте учащиеся выявляют отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период. Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. В заключение ученики делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему, но в развитии этой отрасли экономики были определенные трудности.

             Вывод по работе Б группы: В России увеличился экспорт сельскохозяйственной продукции. Закупали в основном чугун и металлы, преимущественно ввозили из Великобритании, это связанно с  активным развитием  железнодорожного строительства. Отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

В ходе рефлексии идет обсуждение учащимися выдвинутых в начале урока гипотез о противоречивости экономического развития России  Реформы 60–70х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества.

6.Подведение итогов урока: выставление и обоснование оценок

 7.Инструктаж домашнего задания :

Используя записи в тетради, материал параграфа, дополнительную литературу составить сравнительную таблицу «Особенности экономического развития России в пореформенный период»(Слайд 7)

 

 

 

Положительные явления

Отрицательные явления

Сельское хозяйство

   

Промышленность

   

Торговля

   

 

 

Для любознательных(индивидуальное задание для сильных учеников):

Подготовить доклад о жизни и деятельности И.И. Янжулы.

 

 

 

 

 

 

 

Список дополнительных источников:

1.Методические рекомендации к учебникам А.Н. Сахарова и В.И. Буганова "История России с древнейших времен до конца XVII века" и В.И. Буганова и П.П. Зырянова "История России. Конец XVII-XIX век"

2. Янжул И.И. Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 1864-1909 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Методические рекомендации к учебникам А.Н. Сахарова и В.И. Буганова "История России с древнейших времен до конца XVII века" и В.И. Буганова и П.П. Зырянова "История России. Конец XVII-XIX век"

2 Янжул И.И. Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 1864-1909 гг. Выпуск 1

3 Янжул И.И. Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 1864-1909 гг. С. 217

4 Там же. С 342


Информация о работе Изучение деятельности И.И. Янжула в школьном курсе истории России