Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является выявление оптимального сочетания способов (форм и методов) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время.
Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников вовнеурочной деятельности.
Предмет исследования: нравственное воспитание младших школьников в школе во внеурочной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания младших школьников во внеучебное время…………………………………
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов.
1.2. Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………….
1.3. Способы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время………………………………………………..
Глава 2. Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.2. Экспериментальная проверка эффективности системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время….
2.3. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время…………………………
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 133.20 Кб (Скачать файл)

2.3. Методические  рекомендации для учителей начальных  классов по организации нравственного  воспитания младших школьников  во внеурочное время.

Специфика организации процесса нравственного воспитания младших школьников состоит в тесной связи отношений "учитель – ученик", вследствие чего учитель находится в ситуации личной ответственности, в том числе за формирование нравственных ориентаций у детей. Основными рекомендациями учителям начальной школы по организации указанного процесса могут быть следующие:

  • процесс нравственного воспитания младших школьников должен осуществляться систематически, а не от случая к случаю;
  • для формирования нравственных качеств младших школьников необходимо применять всю совокупность средств доступных учителю, так как ему необходимо воздействовать на все сферы личности ученика воспитания, добиваясь положительной динамики процесса;
  • в общей системе нравственного воспитания важное место должны занимать способы (формы, методы, приёмы и т.д.) направленные на формирование нравственных понятий, суждений, оценок, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, проблемные ситуации, метод дилемм, ситуации практического взаимодействия и их анализ, анализ поступков героев литературных произведений, диспуты по этическим проблемам и другие;
  • способы нравственного воспитания должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня нравственного развития;
  • темы для обсуждения нравственных проблем учителю необходимо заранее обговаривать с детьми и учитывать их предложения, выбирая наиболее интересующие их вопросы;
  • воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время должна организовываться с учетом особенностей детей слабо успевающих в учебе, среди которых низкая самоорганизация, низкий уровень развития познавательных процессов, низкая самооценка, обуславливающая формирование негативных черт характера, конфликтности;
  • особенность применения способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время состоит в том, что они в силу возрастных особенностей, очень восприимчивы к содержанию обсуждаемых вопросов и к оценкам, которые даёт учитель. Поэтому выводы должны быть максимально корректны в своих формулировках. Они не должны заключать в себе чрезмерную назидательность, а способствовать размышлению учащихся и приводить их к собственным выводам;
  • необходимо помнить, что знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но при этом одних знаний не достаточно. Критерием нравственного поведения могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы;
  • желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, поэтому важно похвала и подкрепление социально желательного поведения и игнорирование мелких нарушений правил, с целью не акцентирования взимания и не провокации поступков "на зло";
  • результат эффективности способов нравственного воспитания зависит от того, как педагог преподносит учащимся, те или иные нормы и правила поведения. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово учителя – инструмент воздействия на личность ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд, можно достичь целей. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, должны посвящаться специальные беседы педагога. Учитель призывает своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам;
  • при нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, – включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения;
  • для того чтобы повысить эффективность взаимодействия учителя и учащихся, необходимо объективно оценить состояние процесса нравственного воспитания в классе. Необходимо провести объективный четкий анализ мероприятий, мониторинг эффективности различных способов, систематически используемых учителем в своей профессиональной деятельности;

Заключение

Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для учащихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство, сформировали у него нравственные представления и понятия.

Анализ педагогического опыта школ г. Брянска показал, что учителями проводится определённая работа по нравственному воспитанию школьников. В планах воспитательной работы предусмотрены традиционные формы и методы взаимодействия с детьми. Среди них, особенно часто встречаются классные часы на морально-этические темы, анализ проступков детей и т.д. Но уровень развития нравственных представлений у детей не очень высок, хотя стремление вести себя в соответствии с одобряемыми обществом нормами у младших школьников есть.Мы предположили, что в современных быстро меняющихся условиях, если использовать систему способов нравственного воспитания комплексно воздействующих на когнитивную (знаниевую), эмоциональную и деятельную сферы личности, то формирование нравственных норм и представлений у младших школьников будет проходить в позитивной динамике.

Мы предположили также, что нравственное воспитание младших школьников будет иметь положительную динамику если: содержание нравственного воспитания основывается на реальном жизненном опыте учащихся и будет анализироваться ими и самостоятельно осмысливаться через анализ собственных поступков и поступков героев литературных произведений.

В опытно – экспериментальной работе, состоящей из констатирующего и формирующего этапов, мы применяли систему способов, которые были направлены на формирование нравственных норм и ориентиров у младших школьников. Среди которых: – этические беседы, анализ художественных произведений. Игровые ситуации, с помощью которых мы воздействовали на когнитивную сферу личности; – практические ситуации взаимодействия, метод дилемм, рисование на оценивание нравственной нормы, выбор поведения в заданных условиях, с помощью которых мы воздействовали на эмоциональную и деятельную сферы личности младшего школьника.

Результаты опытно – экспериментальной работы по реализации указанной системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время подтвердили выдвинутую нами гипотезу.Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных ориентиров способствуют:полное раскрытие и понимание нравственных норм и ценностей, значимости их для общества и для самого человека;

  1. конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, личности, их выраженности в проведении и последствий такого поведения.
  2. формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий;
  3. умение эмоционально и критично относится к ситуациям, проявлять волю и выдержку, если нравственный поступок ведет к лишению чего-то для самого человека.

Также отметим, что для детей важно внимание взрослого к их проблемам, так как именно взрослый является для детей тем образцом, идентификация с которым определяет во многом развитие ребенка и формирование у него тех ли иных качеств личности, поэтому, формируя нравственные ориентиры у детей, учитель сам должен демонстрировать эталоны нравственного поведения, проявлять лучшие качества. Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру – в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Таким образом, использование рассмотренных формы, методов и приемов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время может способствовать повышению уровня развития нравственных качеств личности, формирование их нравственных представлений.

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект  мотивации учебной деятельности  подростков. – Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 38-45

2. Аплетаев М.Н. Система воспитания  личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т –  Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах  – М.: 1984, т.4.

4. Архангельский Н.В. Нравственное  воспитание. – М.: Просвещение, 1979

5. Анисимов В.В., О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. Общие основы педагогики. М.Просвещение. 2006.

6. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988

7. Божович Л. И. О нравственном  развитии и воспитании детей// Вопросы психологии-1975

8. Болдырев Н. И. Методика работы  классного руководителя: Учеб. пособие  по спецкурсу для студентов  пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.

9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание  школьников. – М.: Просвещение, 1979

10. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика  воспитательной работы в начальных  классах. М.: Просвещение, 2006. 207 с.

11. Воспитание личности школьника  в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького  – Омск: ОГПИ, 1991

12. Воспитание нравственных качеств  младших школьников: Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. Гродно: ГрГУ, 2006. 189 с.

13. Григорович Л.А. Педагогика и  психология. – М., 2001

14. Довгун А.И. О некоторых условиях  успешного использования методов  воспитания. // Нравственное воспитание  школьников. – 1976. – №12. – с.56.

15. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977.

16. Ермакова Е. Курс нравственного  воспитания "Этика". // Народное  образование. 2003. № 9-10.

17. Каирова И.А. Нравственное развитие  младших школьников в процессе  воспитания. – М.: Просвещение, 1979

18. Каркошкина Т.Н Нравственное  воспитание в начальной школе: Праздники, игры, викторины - Волгоград: Учитель, 2007. -- 105 с.

19. Карпова С.Н., Петрушина Л.Г. Значение  сюжетно-ролевой игры для становления  нравственного поведения // Вестник  МГУ. Серия 14.Психология.- 1981.- № 2.- С.22-30

20. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин  Н.А. Введение в педагогику: Учебное  пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с

21. Козлов Э.П. Воспитание нравственного  сознания школьников. Изд-во Ростовского  ун-та, 1983.

22. Косолапов Ю.А.. Нравственное  воспитание учащихся в процессе  перспективной деятельности коллектива. // Нравственное воспитание школьников. – 1975. – №12. – с.52

23. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс  лекций: Учеб. Пособие для студентов  пед. учеб. заведений и слушателей  ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.

24. Люблинская А.А. Система отношений  – основа нравственной воспитанности  личности //Вопросы психологии.-1983.- № 2.-С.74-78

25. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного  воспитания детей в России. –  М.: Просвещение, 2006.

26. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987

27. Макаренко А.С. Проблемы школьного  советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976

28. Марьенко И.С. Нравственное становление  личности. – М., 1985

29. Матвеева Л. И Развитие младшего  школьника как субъекта учебной  деятельности и нравственного  поведения. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

30. Методика "Как поступать" / Диагностика эмоционально-нравственного  развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114

31. Морозова Т.В. "Обзоры по  информационному обеспечению общесоюзных  науч.-пед. Программ. " – Обзор  информ. вып. 5 с.3

32. Никандров Н.Д. Проблема ценностей  в российском обществе и цели  воспитания. // Школа. 1999. № 4.

33. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988

34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый  словарь русского языка, 2 издание  – М: 1995.

35. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

36. Прихожан А.М. О возрастном  подходе в нравственном воспитании  детей. – Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 143-149

37. Педагогическая диагностика  в школе/ Под ред. А.И.Кочетова. М.: Просвещение, 2007. 223 с.

38. Практикум по педагогике/ Под  ред. З.И.Васильевой. М.: Просве-щение, 2007. 144 с.

39. Рахимов А.З. Роль нравственного  воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

40. Регуш Л.А. Развитие способностей  прогнозирования в познавательной  деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ  им. А.И. Герцена, 1983.

41. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация  воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2000.

42. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические  проблемы нравственного воспитания  школьников. – М.: Просвещение, 1981

43. Сапожникова Л.С. Воспитание нравственного  поведения подростков. – Вопросы  психологии, 1985, № 1, с. 50-5

44. Средства воспитания (методический  подход). // Классный руководитель. 2002. – № 3 – с.26-37

45. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические  сочинения – М: 1980, т.2

46. Толкачёва Л. Всех выше должно  стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1

47. Уледов А.К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль, 1979.

48. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного  воспитания в исторических трудах  педагогической науки. – Алматы: Казгосиздат, 1999.

49. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

50. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание  школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.

51. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс  лекций. – М.: Просвещение, 1990.

52. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.

53. Шакирова Г.М. Методика изучения  нравственных убеждений школьников  в реальной жизненной ситуации // Вопросы психологии.-1984.-№ 2.-С.83-89

54. Шакирова Г.М. О целенаправленном  формировании нравственных убеждений  у школьников. – Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 47-58

55. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать  нравственное поведение. – М., 1986.

56. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать  нравственное поведение? М.: Просвещение, 2006. 80 с.

57. Шульц М.П. К вопросу о методах  нравственного воспитания школьников. //Нравственное воспитание школьников. 1976. – №12 – с.104 – 115.

58. Щуркова Н.Е.. Программа воспитания  школьника. Ж. "К.Р.", № 5, 2010.

Информация о работе Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников