Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта (на примере группы). Объект исследования – процесс обучения. Предмет исследования – мотивы учения.
В соответствии с целью в ходе исследования решались следующие задачи:
– рассмотреть понятия мотивации и мотива учения;
– изучить классификацию и структуру мотивов учения;
– подобрать диагностическую программу изучения мотивации учения;
– проанализировать результаты экспериментального исследования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения 5
1.1. Понятия мотивации и мотива учения 5
Выводы по параграфу 1.1 9
1.2. Классификация и структура мотивов учения 10
Выводы по параграфу 1.2 16
Глава II. Экспериментальное исследование мотивов учения субъекта 18
2.1. Диагностическая программа изучения мотивации учебной деятельности 18
Выводы по параграфу 2.1 20
2.2. Изучение мотивации учебной деятельности 21
Выводы по параграфу 2.2 26
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Проблема целенаправленного развития мотивации учения относится не только к психологии и педагогике, но и к предметным методикам обучения, поскольку ее формирование осуществляется через конкретный предмет и конкретную познавательную деятельность.

Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Е.П. Ильин понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

С целью изучения особенностей мотивации учебной деятельности было проведено экспериментальное исследование.

В ходе эксперимента было выявлено, что в группе ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Было выявлено, что в системе мотивов учебной деятельности студентов преобладает и лидирует прагматический мотив («получение диплома»). Последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность). Преобладание прагматического мотива могло свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею. Для того чтобы вскрыть причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нами был определен уровень профессиональной направленности студента, проанализировано, почему студент выбрал профессию, как этот выбор был осуществлен, каковы ценностные ориентиры студента. Анализ результатов показал, что уровень профессиональной направленности студентов выше средних значений, у студентов ярко выражен интерес к избранной специальности, выбор профессии был осуществлен ими продуманно и самостоятельно.

Развитие мотивации учебной деятельности зависит от проведения своевременной диагностики мотивации студентов и учета ее результатов в образовательном процессе, подобранной системы условий развития мотивации, а именно: соотнесение результатов обучения с практической деятельностью, актуализация мотивационных аспектов учебной деятельности в работе группы. Уровень развития мотивационной сферы личности студента зависит от способов, условий и средств обучения, осознания собственного смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъектной активности и субъектного отношения. Качественные особенности развития мотивационной сферы личности студента зависят от личностной и профессиональной направленности, ценностных ориентаций. Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое познание и понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное русло ее развития.

На наш взгляд, данное исследование может найти свое продолжение в изучении таких аспектов развития мотивации студентов как: использование возможностей студенческой группы как фактора развития учебной мотивации, выявление гендерной специфики становления учебной мотивации.

 

 

Список использованной литературы

  1. Айсмонтас, Б.Б.Теория обучения: схемы и тесты: / Б.Б.Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 394 с.
  2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: / В.И.Андреев. – М.: «Школа-Пресс», 2008. – 276 с.
  3. Артыков Т.А. Мотивация к учению, как показатель реадаптации к учебной деятельности // В мире научных открытий. – 2009. – № 3-1. – С. 63-69.
  4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
  5. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса: / С.Я.Батышев. – М.: «Школа-Пресс», 2008. – 114 с.
  6. Батышев, С.Я. Педагогика сотрудничества в профтехучилище: / С.Я.Батышев. – М.: Педагогический поиск, 2010. – 201 с.
  7. Безбородова, С. В. Человеческий фактор в интенсификации учебного процесса / С. В. Безбородова // Семья как ценность: состояние и перспективы : сб. науч. тр-ов. Вып. II. / Под ред. Ф. А. Ильдархановой, Р.Ш. Маликова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 45–51.
  8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 168 с.
  9. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. – 2000. – №3. – С.106-107.
  10. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Просвещение, 2009. – 251 с.
  11. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. – М.: Академия, 2011. – 192 с.
  12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  13. Кабардин О.Ф. Мотивация к учению и успешность обучения // Журнал научно-педагогической информации. – 2010. – № 11. – С. 97-111.
  14. Кизесова, И.В. Общая и профессиональная педагогика: курс лекций для студентов специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / И.В. Кизесова. – Красноярск: СибГТУ, 2012. – 159 с.
  15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  16. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2006. – 460 с.
  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М., 2008. – 351 с.
  18. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.] ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, науч. ред. Н.Б. Крылова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. –288 с.
  19. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность: / В.А.Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Просвещение, 2007. – 427 с.
  20. Харламов, И.Ф. Педагогика: / И.Ф.Харламов. – М.: Высшая школа, 2010. – 416 с.
  21. Шиянов, Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: / Е.Н Шиянов, И.Б.Котова. - М.: Академия, 2009. – 257 с.

 

 

Приложение 1

Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А.Реана, В.А.Якунина).

 

Опросный лист (для студентов)

 

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.

Список мотивов

 

 

1. стать высококвалифицированным  специалистом 

 

 

2. получить диплом 

 

 

3. успешно продолжить обучение  на последующих курсах 

 

 

4. успешно учиться, сдавать экзамены  на «хорошо» и «отлично»

 

 

5. постоянно получать стипендию 

 

 

6. приобрести глубокие и прочные  знания 

 

 

7. быть постоянно готовым к очередным  занятиям 

 

 

8. не запускать изучение предметов  учебного цикла 

 

 

9. не отставать от сокурсников 

 

 

10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

 

 

11. выполнять педагогические требования 

 

 

12. достичь уважения преподавателей 

 

 

13. быть примером для сокурсников 

 

 

14. добиться одобрения родителей  и окружающих 

 

 

15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу

 

 

16. получить интеллектуальное удовлетворение 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Определяется частота названия мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.).

 

 

Приложение 2

Методика изучения мотивации обучения

в вузе Т.И. Ильиной

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

 

Опросный лист

Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.

  1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний.
  2. Обычно я работаю с большим напряжением.
  3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
  4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
  5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
  6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
  7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
  8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
  9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
  10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
  11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
  12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.
  13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.
  14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).
  15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.
  16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
  18. При возможности я поступил бы в другой вуз.
  19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.
  20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
  21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
  22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
  23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
  24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
  25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
  26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
  27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
  28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
  29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
  30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.
  31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.
  32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
  33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
  34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
  35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
  36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
  37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
  38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
  39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.
  40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
  41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
  42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
  43. Мой выбор данного вуза окончателен.
  44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.
  45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.
  46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
  47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
  48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
  49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
  50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.

Обработка и интерпретация результатов

КЛЮЧ к опроснику

Шкала «Приобретение знаний»

- за согласие ( «+» ) c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; - за несогласие ( «–» ) с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла.

Максимум – 12,6 балла.

Шкала «Овладение профессией»

- за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл  и по п. 49 – 1 балл.

Максимум – 10 баллов.

Шкала «Получение диплома»

- за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; - за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл.

Максимум – 10 баллов.

 

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

 

 

 

 

Приложение 3

«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

 

Опросник

 

  1. а. Ухаживать за животными  
    б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
  2. а. Помогать больным людям, лечить их  
    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
  3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок  
    б. Следить за состоянием и развитием растений.
  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)  
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
  5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи  
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
  6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)  
    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
  7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.  
    б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
  8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)  
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
  9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)  
    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
  10. а. Лечить животных  
    б. Выполнять вычисления, расчеты.
  11. а. Выводить новые сорта растений  
    б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
  12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять  
    б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
  13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности  
    б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты  
    б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
  15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.  
    б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
  16. а. Делать лабораторные анализы в больнице  
    б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
  17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий  
    б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
  18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.  
    б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
  19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания  
    б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
  20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада  
    б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Информация о работе Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта