Изучение композиции в школе с применением интерактивной доски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса изучения композиции в школе. Создание упражнений по данной теме.
Задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по теме «изучение композиции в школе»
- Рассмотреть законы и правила композиции.
- Раскрыть особенности гармонизации композиции.
- Разработать упражнения для начальной школы по данной теме.
- Выявить учебно-методические возможности композиции как предмета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения композиции в школе………………5
Изучение законов, основ и приемов композиции ………………………...5
Формирование основ художественного образа в композиции…………..18
Изучение роли цвета в композиции………………………………………..20
Формирование навыков работы художественными материалами………24
Глава 2. Методические основы использования интерактивной доски в процессе обучения композиции для учащихся 1-4 классов…………………..28
Особенности программы SMART Notebook…………………………...28
Упражнения в программе SMART Notebook «Изучение основ и законов композиции»……………………………………………………………... 29
Упражнения в программе SMART Notebook «Формирование основ художественного образа в композиции»………………………………..35
Упражнения в программе SMART Notebook «Изучение роли цвета в композиции»……………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….37
Литература……………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_metodike.docx

— 4.14 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет искусств

Кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания

 

 

Изучение композиции в школе с применением интерактивной доски

Курсовая работа

по направлению 050602.65 Изобразительное искусство

 

 

                                                                                       Выполнил: студентка

                                                                                                   

                                                                                          _______________________

(подпись)

 

                                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                                 

                                                                  

                                                                                                     Оценка  ________________

 

«__» _______________ 2014 г.

 

                                                                                            _______________________

(подпись)

 

                                                        

 

 

 

Омск, 2014

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения композиции в школе………………5

    1. Изучение законов, основ и приемов композиции ………………………...5
    2. Формирование основ художественного образа в композиции…………..18
    3. Изучение роли цвета в композиции………………………………………..20
    4. Формирование навыков работы художественными материалами………24

Глава 2. Методические основы использования интерактивной доски в процессе обучения композиции для учащихся 1-4 классов…………………..28

    1. Особенности программы SMART Notebook…………………………...28
    2. Упражнения в программе SMART Notebook «Изучение основ и законов композиции»……………………………………………………………... 29
    3. Упражнения в программе SMART Notebook  «Формирование основ художественного образа в композиции»………………………………..35
    4. Упражнения в программе  SMART Notebook  «Изучение роли цвета в композиции»……………………………………………………………....35

Заключение……………………………………………………………………….37

Литература……………………………………………………………………….38

Приложение……………………………………………………………………....39

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В школьной практике преподаватель нередко сталкивается с тем, что иногда бывает трудно добиться достаточно грамотных и в то же время художественно выразительных рисунков. Причина этого - недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции.

Актуальность.

Исследование школьниками основ композиции становится особенно актуальным в наше время, поскольку эти знания, влияющие на развитие творческой личности, должны закладываться еще в детстве, чтобы формировать грамотность восприятия произведений искусства.

Решение композиционных задач включается во все виды рисования школьников. Знание закономерностей композиции имеет большое значение в рисовании с натуры и в декоративно-оформительской работе. Особенно важно знать законы композиции и уметь их применять в работе над сюжетными рисунками. Лучшему усвоению правил, приемов, средств сочинения тематических рисунков помогает композиционный анализ произведений художников в процессе бесед об искусстве.  

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Композиция как сочинение создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива и др. Она взаимно связывает все изобразительные средства и является «самым содержательным компонентом художественной формы».

«Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений».

Предмет «Композиция» органически связан со специальными дисциплинами учебного плана: рисунком и живописью. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях и находят творческое применение при исполнении учебных композиций.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Пименов так оценивает значение композиции: «Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника».

Объект исследования. Процесс обучения композиции на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования. Художественное развитие учащихся в процессе обучения композиции.

Целью работы является исследование процесса изучения композиции в школе. Создание упражнений по данной теме.

Задачи:

- Изучить и проанализировать литературу по теме «изучение композиции в школе»

- Рассмотреть законы и  правила композиции.

- Раскрыть особенности  гармонизации композиции.

- Разработать упражнения  для начальной школы по данной  теме.

- Выявить учебно-методические возможности композиции как предмета. 

Глава 1. Теоретические основы изучения композиции в школе.

    1. Изучение законов, основ и приемов композиции.

Основная задача предмета «Композиция» - дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.

Главное в композиции – создание художественного образа.

Термин «Композиция» (от лат. compositio) - обозначает сочинение, составление, сопоставление, расположение, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке.

Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Варианты композиций «Точка и линия».

Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций.

Но для того, чтобы подняться к вершинам мастерства, освоить секреты композиции, необходимо познакомиться с её основами и законами.

Основы композиции.

1.Использование композиционных схем.

Процесс обучения строится по принципу «От простого к сложному». В связи с этим учащимся, на первых этапах освоения предмета композиция, необходимо освоить метод композиционных схем. Этот метод позволяет правильно расположить элементы картины.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). 1 В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Н. Пуссена «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте». (Приложение 1).

2.Использование замкнутой и открытой композиции.

Замкнутая композиция.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция.

Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. 

Для лучшего понимания материала, приведем пример замкнутой композиции. На картине А. Рублева «Троица Ветхозаветная» хорошо просматривается схема замкнутой композиции. (Приложение 2).

Открытая композиция.

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

Примером открытой композиции является работа И. Шишкина «Рожь». (Приложение 3).

В период обучения основам композиции школьникам очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

Для наиболее полного изучения композиции следует рассмотреть основные законы композиции.

Основные законы композиции:

  1. Целостность
  2. Уравновешенность

Теперь разберем более подробно.

1.Целостность.

Целостность – это внутреннее единство композиции.

Чтобы разобраться в этом законе, приведем несколько примеров.

- Целостность в компоновке картины по отношению к раме.

- Цветовое пятно всей картины по отношению к полю стены.

- Цельность изображения, то есть когда предметы или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Примером работы в которой наиболее ярко выражен закон цельности композиции является картина В. Серова «Портрет Ермоловой».

(Приложение 4)

 

2. Уравновешенность.

Это расположение элементов композиции, в которой каждый элемент находится в устойчивом положении.

Уравновесить композицию может пустое поле или одна точка, поставленная в определенном месте картины.

Рассмотрим простейшие схемы построения  композиции.

Простейшие схемы построения композиции.

На рис.А и рис.В можно пронаблюдать уравновешенные композиции. Они выглядят статичными, едиными, в них ничего не хочется менять.

На рис.Б и рис. Г наблюдаем неуравновешенные композиции. Элементы выглядят совершенно несбалансированными. Рассматривая изображение, возникает желание что-то в ней изменить, доделать.

           

Пример равновесия в композиции.

        

Пример неуравновешенной композиции.

Разберем пример равновесия.

Ученику предлагается поместить единичный предмет, например яблоко на листе. Как правило, это выглядит следующим образом.

Расположение предмета неверное.

Такое расположение неверно. Восприятие картинной плоскости нашим глазом таково, что мы видим верхнюю половину листа большей, чем нижнюю, поэтому нарисованный в геометрическом центре предмет будет зрительно смещаться вниз и утяжелять его.

Для достижения равновесия предмет обязательно нужно несколько сдвигать к верхней стороне листа.

Правильное расположение предмета

Многофигурная компоновка базируется на правилах однофигурной, но имеет свои особенности. Во-первых, у нее существует центр, вокруг которого и размещаются объекты, вписывающиеся в овал или уравновешенный треугольник. Во-вторых, предметы не «плавают» на листе, а объединены и взаимосвязаны.

    

Схема взаимосвязи предметов в композиции.

На уроках «Композиции» на примере анализа изобразительного и декоративно-прикладного искусства преподаватель демонстрирует учащимся различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие единства формы и содержания, в котором первичным является идея, а композиция – средством ее выражения. Изучение композиции не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства.

Информация о работе Изучение композиции в школе с применением интерактивной доски