Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:58, курсовая работа
Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык», 2 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е Хохлова
Данный урок находится в разделе «Части речи. Имя существительное»
Структура урока.
1. Организационный момент.
Муниципальное
«Основная общеобразовательная школа № 28 города Белово»
Предмет: русский язык.
Тип урока: комбинированный
Тема: «Написание большой и строчной буквы в словах»
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 2
В классе 27 человек: 15 девочек, 12 мальчиков. Из них: 4 – губернаторских стипендиата, 14 – обучающиеся на «4» и «5». Психологическая ситуация в классе комфортная. Уровень развития учеников в классе соответствует возрасту.
Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык», 2 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е Хохлова
Данный урок находится в разделе «Части речи. Имя существительное»
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Словарно–орфографическая работа.
3. Актуализация знаний.
7. Совместное «открытие» новых знаний.
8. Первичное закрепление новой темы.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Для активного усвоения учебного материала применяется мультимедийный проектор, компьютерная презентация, различные формы работы (групповая - при распределении имён существительных на собственные и нарицательные; парная - при составлении предложений из упражнения учебника и взаимопроверке). На данном уроке на разных этапах широко используется фронтальный опрос (в словарно- орфографической работе, при актуализации знаний, при постановке проблемы и совместном «открытии» новых знаний и при закреплении). На уроке реализуются следующие принципы обучения: развития, психологической комфортности, обучения деятельности, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной.
На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения. В течение урока большое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических требований: проводится зарядка для глаз и для двигательной активности. Использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет создать на уроке оптимальные условия для изучения нового материала. Учащиеся чувствуют психологическую комфортность. Применение ИКТ способствует повышению эффективности урока, обогащает учебный процесс. Растёт не только познавательный интерес учащихся, но и профессионализм учителя. В целом урок построен в соответствии с системой деятельностного метода обучения. Поставленные цели на уроке достигнуты. Дидактические принципы реализованы.
Задачи урока:
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран;
-презентация;
-раздаточный материал для:
- аппликация для рефлексии;
-учебник «Русский язык», 2 кл. Л.М.Зеленина, Т.Е Хохлова
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Словарно–орфографическая работа. (слайд № 1)
- Найдите в этой
записи два слова из словаря
(корова, собака). (Открываются рисунки)
- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).
- Что вы еще можете сказать о данных словах? (На доске
открываются таблички с этими словами.
(В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).
- Запишите в тетрадь
слова «корова, собака».
- Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.
- Как пишутся клички животных?
Все клички до одной
Пишут
с буквы прописной.
- Запишите в тетрадь слова корова, собака, и припишите к ним ту кличку, которая вам нравится.
3. Актуализация знаний
Учитель
А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся
Ещё с заглавной буквы пишутся:
то есть географические названия
а) Работа в группах с таблицей
Учитель
Распределите слова по этим группам.
1. Имена, фамилии, отчества |
2. Имена сказочных героев |
3. географические названия |
4. |
Слова для справок: Белово , Пушкин Александр Сергеевич, Корней
Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,
берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Кемерово, Томь.
б) Фронтальный опрос учащихся.
Учитель.
Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. (слайд № 5)
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Ответы учащихся.
Написанием.
Учитель.
А ещё можно найти отличия?
Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
Учитель.
В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные. (Чтение детьми на слайде № 6 правила)
«Собственные
имена существительные выделяют
предмет из числа одинаковых и
пишутся всегда с заглавной буквы,
а нарицательные имена
Учитель.
Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов- это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные) (Слайд №7)
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
5. Постановка проблемы
Сегодня утром я встретила почтальона.
Ему нужно отправить письмо. Но почтальон
никак не может понять, куда и кому адресовано
письмо, потому что конверте вот такая
запись.
КУДА: орел,
ул. зеленая, 5
КОМУ: мишкиной соне.
- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).
- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)
- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
Перед Вами лежат
конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно,
куда отправить письмо. Проверьте, верно
ли вы подписали конверты.
Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. (слайд № 10)
Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.
Дети читают и исправляют
ошибки.
6. Создание проблемной ситуации
Как бы вы написали слово дружок в предложении?
Ответы учащихся.
Учитель.
Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
Учитель
Нам надо выяснить,
от чего зависит разное
7. Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение - фронтальный опрос
Учитель.
Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?
Ответы учащихся
Кличку животного- имя собственное.
Учитель.
А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?
Ответы учащихся
Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное.
Учитель.
Чем отличаются эти слова?
Ответы учащихся
Смыслом, обозначением, значением.
Учитель.
Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением
Физкультминутка для глаз
8. Первичное закрепление новой темы.
Работа по учебнику
Учитель.
Давайте убедимся, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Откройте учебники на стр.36. Прочитайте задание вполголоса и объясните своими словами.
Ответы учащихся
Учитель.
Посмотрите на пары слов и скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному?
Ответы учащихся
У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое - имя нарицательное.
Учитель.
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. В зависимости от значения слова меняется и его написание.
а) Предлагаю из слов 1 столбика составить предложения устно.
Фронтальная работа с классом (заслушать предложения)
Учитель.
б) Со словами из 2 столбика запишете предложения в тетрадях (взаимопроверка в парах).
9. Рефлексия.
Учитель.
Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным знаком те, кто не понял новую тему.
Учитель.
А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик, если вы собою недовольны - то капельку дождя.
Задание по выбору:
Информация о работе Имена существительные собственные и нарицательные