Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:22, доклад
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, одной из самых важных, является задача индивидуализации образования.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом, он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях.
Индивидуализация детской деятельности
(Умение детей планировать свою самостоятельную деятельность.)
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, одной из самых важных, является задача индивидуализации образования.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом, он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях.
Цель: формирование и развитие у дошкольников интегративных качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Задачи:
- создать условия для самостоятельного выбора вида деятельности воспитанниками (предметно-развивающая среда);
- развивать интегративные
качества дошкольников в
- способствовать развитию детских интересов, детских способностей в ДОУ и семье.
Ожидаемый образовательный результат:
1. Может применять самостоятельно:
- усвоенные знания
- способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим
- в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач
- способен предложить
собственный замысел и
2. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.
Условия:
-Построение образовательного
процесса в совместной
Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.
Практика показала, что в процессе занятий воспитатель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.
Результаты обследования детей методом наблюдения показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого. Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.
Работа воспитателя, не ограничивается 1,5 часовым образовательным циклом. 1-1,5 часа — это только работа с детьми по тематическому проекту. Для того, чтобы он осуществился, необходимо еще многое сделать и до и после работы в центрах.
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми на утреннем сборе, воспитатель, вместе с другими членами команды, продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день. Например, вчера в центре искусства были предложены для изображения человека в полный рост куски обоев. Дети сумели нарисовать (обвели друг друга) контур тела. Сегодня воспитатели решили добавить еще куски обоев, на тот случай, если кто-нибудь решит сделать свой портрет, и моточки разноцветной шерсти, степлеры, для того, чтобы дети могли изготовить волосы. Завтра в центре появятся разноцветные пуговицы, годные для изготовления глаз. Еще позже будут добавлены лоскуты ткани, фантики, кусочки меха для изготовления одежды и т.п.
Итак, члены команды (воспитатель, пом.воспитателя):
-Формулируют цели и
задачи развития детей, записывая
их на оборотной стороне «
-Дополняют идеи детей целесообразными для развития умений и интересными видами деятельности.
-Продумывают, какие материалы и задания нужно подготовить.
-Оценивают внутренние ресурсы детского сада.
-Определяют, какая помощь нужна от родителей.
-Готовят материалы на завтра.
Договариваются о распределении обязанностей между взрослыми на завтрашний день — кто, в каком центре будет работать с детьми, кто будет вести утренний сбор, кто будет наблюдать, кто будет вести записи при планировании и опросе детей.
Не беда, если в группе вас только двое — воспитатель и помощник воспитателя. При правильно подготовленных материалах, хорошо проведенном планировании на утреннем сборе дети будут готовы к самостоятельной работе. Воспитатель в этом случае либо берет на себя один из важных, с точки зрения решаемых задач, центров, либо переходит от центра к центру, включаясь и оказывая помощь там, где это необходимо. Если раньше помощник воспитателя оказывал помощь тем, что занимал подгруппу детей где-нибудь в спальне или приемной, то сейчас он будет помогать в одном из центров.
Материалы в центры можно положить утром, непосредственно перед приходом детей в группу или после завтрака. К раскладыванию рабочих материалов можно привлечь желающих детей, тогда на утреннем сборе они сами смогут представить материалы во время презентации.
Во время работы детей в центрах активности воспитатель может:
а) работать в одном из центров;
б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;
в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;
г) наблюдать за конкретным ребенком.
Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. Осуществляются эти занятия не реже одного раза в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям.
Приведем пример. Перед окончанием занятия по аппликации воспитатель обращает внимание детей на стол, где разложены цветная бумага, клей и пр. Напоминает, что выполнять аппликацию можно не только на занятии, но и в свободное время. Активизируя знания и умения, усвоенные ранее, педагог создает ситуации поиска вариантов реализации замысла.
Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так - «План — дело — оценка» (содержание деятельности детей в привязке к возрастам)
Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.
5- 7 лет - Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.
4-5 лет - Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником), как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.
2-4 года - Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми.
После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана — «Дело», т.е. работа в центре.
Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.
Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца — дело длительное). В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна.
«Оценка». Итоговый сбор служит оцениванию полученных результатов самим ребенком.
Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились. Этой работе может помочь Информационный листок, в котором были записаны личные планы детей.
ПРИМЕЧАНИЕ
В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.
Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.
Например, ребенок выбирает все время центр строительства, строит гаражи для машин. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — пересчитать, сколько всего машин в гараже, написать номера для всех машин и номера их мест в гараже и т.п.
Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Дневной план деятельности воспитателя «Планирую — наблюдаю — анализирую»
В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия.
Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.
Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.
В стартовой беседе педагог увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, мотивирует детей на практическую деятельность. Для детей дошкольного возраста необходимо использовать наглядно - образный материал. Так на занятиях появился сказочный человечек «Мистер Успех». Он включает детей в процесс, играет с ними, рассказывает детям о своей жизни по плану и без него, учит детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.
На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления планов проходит закрепление материала на практике. Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада…. и т.д/.
После составления планов проходит закрепление материала на практике. В конце занятия педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?
Анализ: В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала: