Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 02:28, реферат

Краткое описание

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

Содержание

Введение

Понятие инклюзивного образования
Реализация инклюзивного образования в детском саду
Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инклюзивное образование.docx

— 27.25 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Понятие инклюзивного образования

Реализация инклюзивного образования в детском саду

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

 

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым.

 

Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

 

Цель работы – рассмотреть особенности инклюзивного образования.

 

Задачи:

 

Определить понятие инклюзивного образования.

Рассмотреть инклюзивное образование в детском саду.

1. Понятие инклюзивного  образования

Инклюзия – это включение, добавление, приспособление, то есть:

 

- вовлечение в образовательный  процесс каждого ребенка с  помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

 

- удовлетворение индивидуальных  образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения.

 

Для определения сущности включенного образования значимо уточнение понятийного аппарата следующих терминов: инклюзивное образование, интеграция, лица с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности.

 

В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 

В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям. Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально - образовательной интеграции детей с проблемами в развитии [3].

 

Интеграция представляет, по мнению многих авторов, процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

 

Традиционно, в специальной педагогике, человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуют как индивида, имеющего физический и (или) психический недостатки, требующие создания специальных условий для получения образования при освоении учебных программ. В инклюзивной среде создаются условия, учитывающие особые образовательные потребности (ООП) людей данной категории, то есть нужды, которые по той или иной причине затрудняют получение образования.

 

Инклюзивная образовательная модель рассматривается многими исследователями не как статичное обучение детей, с трудом поддающееся каким - либо изменениям, а как динамическое действие, направленное на постоянное вариативное изменение условий воспитательно – образовательного процесса, нацеленного на учет индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Подлинная инклюзия, по мнению авторов научных публикаций, не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную.

 

Обучение в общеобразовательном дошкольном учреждении совместно со здоровыми сверстниками признано во всем мире гуманной альтернативой учреждениям специального образования.

 

Приоритетами в построении модели инклюзивного образования являются:

 

- принятие философии инклюзии  всеми участниками образовательного  процесса;

 

- приоритет социальной  адаптации ребенка на каждом  возрастном этапе;

 

- основополагающее развитие  коммуникативных и практических  компетенций;

 

- профилактика и преодоление  искусственной изоляции семьи  особого ребенка.

 

К основным принципам инклюзии исследователи относят [1]:

 

Эволюционность и поэтапность развития инклюзивной практики;

Системный характер изменений ценностных, организационных и содержательных компонентов включенного образования и их непрерывность.

Так же существует классическая категория принципов инклюзивного образования:

 

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

 

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, можно определить приоритетность инклюзивного подхода в качестве оптимального, повышающего образовательные шансы личности.

 

2. Реализация инклюзивного  образования в детском саду

Рассмотрим принципы дошкольного инклюзивного образования.

 

Инклюзивное образование строится на следующих принципах [2]:

 

- Принцип индивидуального  подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения  и воспитания с учетом индивидуальных  образовательных потребностей каждого  из детей группы. Индивидуальные  программы развития ребенка построены  на диагностике функционального  состояния ребенка и предполагают  выработку индивидуальной стратегии  развития конкретного ребенка. Индивидуальный  подход предполагает не только  внешнее внимание к нуждам  ребенка, но предоставляет самому  ребенку возможности реализовывать  свою индивидуальность.

 

- Принцип поддержки самостоятельной  активности ребенка. Важным условием  успешности инклюзивного образования  является обеспечение условий  для самостоятельной активности  ребенка. Реализация этого принципа  решает задачу формирования социально  активной личности. Личности, которая  является субъектом своего развития  и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком  на стороне взрослых, которые  заботятся о ребенке, считая, что  его особенности не позволяют  ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает  внешней инициативы, сам оставаясь  пассивным. То же может произойти  с родителями детей с ОВЗ. Родители  могут ожидать помощи или активно  добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности  для участия в социальной жизни.

 

- Принцип активного включения  в образовательный процесс всех  его участников предполагает  создание условий для понимания  и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

 

Заказ дипломных, курсовых и контрольных работ

 

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

 

- Принцип междисциплинарного  подхода. Разнообразие индивидуальных  характеристик детей требует  комплексного, междисциплинарного  подхода к определению и разработке  методов и средств воспитания  и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего  воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику  детей и в процессе обсуждения  составляют образовательный план  действий, направленный как на  конкретного ребенка, так и на  группу в целом.

 

- Принцип вариативности  в организации процессов обучения  и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

 

- Принцип партнерского  взаимодействия с семьей. Усилия  педагогов будут эффективными, только  если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют  потребностям семьи. Задача специалиста  – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

 

- Принцип динамического  развития образовательной модели  детского сада. Модель детского  сада может изменяться, включая  новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы  и средства.

 

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. Должны быть продуманы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями. В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования [3].

 

В программе интегрированного образования, реализация которой началась в 90-х годах прошлого века, были созданы новые виды дошкольных образовательных учреждений для интеграции детей с ОВЗ в образовательную систему: ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. В целях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в округах г. Москвы были созданы Центры медико- психолого-педагогической поддержки, накопившие за последние годы большой опыт работы с детьми с ОВЗ. С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.

 

 В рамках этой программы  были созданы положения об  организации Консультативного пункта, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», также предусматривающих образовательную интеграцию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия [1]:

 

Информация о работе Инклюзивное образование