Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

В любом обществе, независимо от уровня его общественно-исторического, экономического и культурного развития наиболее незащищёнными в социальном плане оказываются инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.
Несомненно, существующие серьёзные нарушения в соматической, психической, двигательной, поведенческой, интеллектуальной сфере затрудняют или резко ограничивают возможности самостоятельного установления личностью полноценных связей с обществом. И здесь свою значительную роль должно сыграть инклюзивное образование, одной из центральных задач которого является помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями развития в достижении ими максимально возможного (индивидуально для каждого) уровня социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

Вложенные файлы: 1 файл

2_tokar_inljuziv-posl.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития

 

 

Одним из самых значительных событий 2010 года по итогам опроса, проведенного Государственным университетом - Высшей школой экономики, больше половины экспертов в области образования называют принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Важность этого документа определяется, прежде всего тем, что им закрепляются ключевые позиции нашего государства в образовательной сфере. ФГОС, в частности, предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая форма обучения и воспитания названных выше категорий детей именуется инклюзивным образованием. Вместе с тем, эффективность инклюзивного образования напрямую зависит от коррекционно-развивающей компетенции педагогов общеобразовательных учреждений, т.е. их готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Именно в помощь педагогам-практикам разработан модульный курс программы профессионального дополнительного образования.

 

Пояснительная записка

В любом обществе, независимо от уровня его общественно-исторического, экономического и культурного развития наиболее незащищёнными в социальном плане оказываются инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Несомненно, существующие серьёзные  нарушения в соматической, психической, двигательной, поведенческой, интеллектуальной сфере затрудняют или резко ограничивают возможности самостоятельного установления личностью полноценных связей с обществом. И здесь свою значительную роль должно сыграть инклюзивное образование, одной из центральных задач которого является помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями развития в достижении ими максимально возможного (индивидуально для каждого) уровня социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

Этому аспекту образования особое внимание уделяется в ряде правительственных документов РФ. В частности, Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.2, п.3) провозглашает принцип «адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» одним из главных принципов современной школьной политики.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах-интернатах.

В основе инклюзивного образования  лежит право человека на образование, заявленное во Всеобщей декларации прав человека (1948). Принцип интеграции и инклюзивного образования также декларируется в ряде других международных документов. Среди них — Конвенция о правах ребенка (1989), во второй статье которой говорится о праве детей на защиту от дискриминации.

Инклюзивное образование, не сосредоточиваясь на индивидуальных «недостатках и проблемах» индивидуума, признает, что каждый достоин уважения, вследствие его уникальности, и что все дети имеют право на образование и самовыражение в обществе. Однако необходимо диверсификация системы образования для обеспечения специальных образовательных потребностей. Это указывает на необходимость изменений в содержании, подходах, схемах и стратегиях образовательной политики, основанных на убеждении, что данная система подразумевает ответственность за образование всех детей (ЮНЕСКО, 1994).

Ключевой фигурой успешной реализации принципов инклюзивного образования является педагог, обладающий коррекционно-развивающей компетенцией. В связи с этим закономерным шагом является создание настоящей программы дополнительного профессионального образования «Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития».

Цель предлагаемой программы дополнительного профессионального образования – подготовка слушателей к реализации идей совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего непрерывного образования.

Достижение поставленной цели предполагается через реализацию более частных задач:

  • формирование у педагогов гуманистических взглядов по отношению к людям, испытывающим трудности социализации, социальной адаптации и интеграции в общество, связанных с инвалидностью или ограниченными возможностями в силу состояния их здоровья;
  • ознакомление слушателей с основами методологической базы инклюзивного образования на современном этапе развития общества; мировым опытом его реализации;
  • обоснование целесообразности и возможности применения инклюзивного образования в системе непрерывного образования на дошкольной и школьной его ступенях;
  • первичное знакомство слушателей с возможными формами и методами педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе их включения в систему непрерывного общего образования.

Курс рассчитан на 36 часов: лекционные занятия – 12 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа слушателей – 12 часов.

Структура программы:

  • психолого-педагогический блок (18 часов) формирует у слушателей целостное представление о сущности инклюзивного образования и возможности его реализации в обучении и воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • предметный блок (18 часов) предполагает формирование у слушателей начальных знаний о формах и методах воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольной и начальной ступени образования, накопленных в педагогической науке, мировом и отечественном педагогическом опыте.

Формы контроля: тестирование, проект (6 часов).

К концу обучения по данному курсу  слушатели должны:

знать:

  • о ценностях современного образования, мировом опыте реализации инклюзивного образования;
  • о базовых характеристиках адаптивной школы, об условиях безопасного для жизнедеятельности ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья построения школьной среды;
  • типичные адаптационные проблемы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • специфику профессиональной деятельности педагога ДОУ и начальной школы, работающего с детьми в системе инклюзивного образования;

уметь:

  • анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами инклюзивного образования;
  • определять коррекционно-развивающий потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;

владеть:

  • знаниями об основных целях, ценностях и тенденциях развития инклюзивного образования в современном мире;
  • знаниями о базовых характеристиках адаптивной школы, условиях безопасного для жизнедеятельности ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья построения школьной среды;
  • знаниями о типологических и индивидуальных особенностях развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

Средства обеспечения  реализации программы:

  • оборудование аудитории;
  • учебно-методические пособия;
  • технические средства обучения (мультимедийные средства).

 

Программа предусматривает проведение лекционных, практических занятий, организацию самостоятельной работы слушателей.

Лекционные курсы направлены на формирование у слушателей системы  знаний о сущности инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольной и начальной ступени непрерывного образования.

Практические занятия способствуют формированию у педагогов практических умений, связанных с реализацией коррекционно-развивающей компетенции в системе инклюзивного образования.

Самостоятельная работа помогает слушателям соотнеси полученные знания с имеющимся собственным опытом практической работы и на основе рефлексии внести в него возможные коррективы.

Текущий контроль усвоения программы  осуществляется в ходе проведения тестирования и практических занятий. Инструментом итогового контроля служит защита подготовленного слушателем проекта, предполагающего изучение и анализ научной и научно-методической литературы по выбранной теме, рефлексию и осмысление своего педагогического опыта, оценку своей психологической готовности к работе в новых условиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование разделов и тем

 

Всего часов

В том числе

Форма контро-ля

Лек

ции

Практи

ческ. занят.

Самост.работа

1

2

3

4

5

6

7

1

Инклюзивное образование: научные основания и практическая актуальность

18

6

6

6

Тест

1.1.

Методологические основания реализации инклюзивного образования на современном этапе развития общества

6

6

     

1.2.

Модели реализации инклюзивного образования (их преимущества и недостатки)

6

 

6

кр. стол

   

1.3.

Опыт реализации инклюзивного образования  в международной практике (на примере одной страны)

6

   

6

Тест 

2

Обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы

18

6

6

6

 

2.1.

Учет типических особенностей детей в процессе их обучения и воспитания в образовательных учреждениях и семье

6

6

     

2.2.

Индивидуальная образовательная  программа ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья: цели, структура, логика и способы реализации

6

 

6

   

2.3.

Индивидуальная образовательная  программа в системе реализации идеологии стандартов второго поколения

6

   

6

 
 

Итоговый контроль

6

     

Про-

ект

 

Итого:

36

12

12

12

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Инклюзивное образование:

научные основания и практическая актуальность

 

Тема 1.1. Методологические основания реализации инклюзивного образования на современном этапе развития общества. Лекция (6 часов)

Адаптивность системы образования  к уровням развития и индивидуальным особенностям обучающихся как один из основных принципов современной политики в области образования.

Методологические основы инклюзивного образования: исторический опыт и тенденции развития современных образовательных систем.

Педагогические  условия успешной адаптации ребёнка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями развития в процессе инклюзивного образования.

Модели  инклюзивного образования детей: мировой и отечественный опыт.

 

Тема 1.2. Модели реализации инклюзивного образования: их преимущества и недостатки. Круглый стол (6 часов)

 

Тема  1.3. Опыт реализации инклюзивного образования в международной практике (на примере одной страны). Самостоятельная работа № 1 по отработке навыков работы с научно-методической литературой (6 часов)

Литература:

  1. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А. А. Левитская // Социальная педагогика : деловой журнал для социальных работников и педагогов. - 2009. - N 1. - C.4-7.
  2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 320 с.
  3. Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта // Автор-составитель Малофеев Н.Н. – М., 2007.
  4. Шинкарева Е.Ю. Права детей в сфере образования: в помощь родителям детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии. – Томск: Дельтаплан, 2007. – 64 с.

 

Раздел 2. Обучение и воспитание

детей-инвалидов и детей с  ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы

 

Тема 2.1. Учёт типических особенностей детей в процессе их обучения и воспитания в образовательных учреждениях и семье. Лекция (6 часов)

Психолого-педагогические подходы  к пониманию нормы и отклонений в развитии личности. Понятие о  первичном и вторичном нарушении. Причины, провоцирующие возникновение  отклонений в состоянии здоровья. Индивидуально-типологические особенности психической сферы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информация о работе Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития