Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской малокомплектной общеобразовательной средней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:36, доклад

Краткое описание

Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности (В.И. Лубовский, 2003).

Вложенные файлы: 1 файл

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здор.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Инклюзивное образование  детей с ограниченными возможностями  здоровья в условиях сельской малокомплектной общеобразовательной средней школы

 

Голубева М.С., к.пс.н., доцент

 кафедры специальной педагогики  и психологии

 КГУ им. Н.А. Некрасова

 

Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности (В.И. Лубовский, 2003).

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость  создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными  возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением в развитии является его включение в жизнь социума и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Он считал, что широчайшая ориентировка на детей, имеющих нормальное психофизическое развитие, должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.

Анализ развития специального образования  показывает, что в 90-е гг. ХХ столетия приоритетным направлениям выдвигается  идея интегрированного обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Интеграцию в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (Л.И. Аксенова).

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц  с ограниченными возможностями здоровья: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении.

Концепция интеграции давала возможность  детям с ограниченными возможностями  здоровья обучаться в условиях массовых общеобразовательной школы. Однако, возможность обучения данной категории детей в массовой школе была определена следующими строгими критериями: сохранность интеллектуального развития, высокий уровень речевого развития.

На сегодняшний день в центре внимания специалистов процесс инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения (А. Шпагина).

К сожалению, в России понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование» пока еще  не знакомы общественности, однако в настоящее время о них  начинают говорить во многих российских городах.

Следует отметить, что в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а само инклюзивное образование  поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ). Как показывает опыт других государств, дети, которые учатся в обычных школах, получают более качественное образование. Они более общительны, открыты, лучше приспособлены к жизни в обществе, нежели те, которые учатся дома или в специальных школах.

Развитию инклюзивного образования  в России препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Немногие дети с ограниченными возможностями, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя положительный опыт такой работы существует. Более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в общеобразовательных учреждениях, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше. Сегодня большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах. Тем не менее, в некоторых регионах России уже есть положительный опыт по внедрению инклюзивного образования.

Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций  показывает, что дети с ограниченными  возможностями здоровья способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать  в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время  в нашей стране рынок образовательных  услуг для детей с ограниченными  возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети с ограниченными возможностями здоровья нередко остаются вне системы образования. Существуют ряд вопросов, которые диктуют необходимость инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, в условиях сельской малокомплектной школы. Не все родители, учеников, имеющих отставание в развитии имеют возможность, в основном материальную, обучать ребенка в специальной школе, т.к. последние значительно удалены от места жительства самого ребенка и родителей. И, во-вторых, родители не хотели бы разлучать с ребенком на такой длительный срок и не иметь возможности полноценного участия в образовательном и воспитательном процессе ребенка, встречаясь с ним и педагогами только на выходных  или еще реже. Многие семьи не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в областном центре или другом районе страны. Кроме того, многие семьи просто имеют негативные установки в отношении специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Мы полагаем, что выстраивание процесса обучения и развития детей с ограниченными  возможностями здоровья в условиях малокомплектной сельской школы  должно основываться на понимании отличия  интегрированного и инклюзивного обучения. Инклюзивное обучение предполагает, что:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе с детьми с сохранными психофизическими возможностями в обычной школе;
  • организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты (учителя-дефектологи, психолог, социальный педагог и др.);
  • создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (санитарно-гигиенические, материально-технические, методические и др.);
  • дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность жить вместе с родителями;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья получают полноценное и эффективное образование в соответствии с их образовательными потребностями для дальнейшей социальной адаптации в обществе.

В данном случае мы будем понимать инклюзивное (включенное) образование как возможность всем учащимся с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни, развития ресурсов, направленных на стимулирование равноправия обучающихся, сохранения гражданской позиции принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живет ребенок).

Структура инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малокомплектной сельской школы должна включать в себя:

1. Разработку философии,  поддерживающей соответствующую  инклюзивную практику 

2. Всестороннее планирование  инклюзивного обучения детей  с ограниченными возможностями  здоровья.

3. В процесс создания  инклюзии детей с ограниченными возможностями включаются все учителя и администрация школы.

4. Включение родителей 

5. Методическое обучение  учителей, специалистов, всех участников  процесса инклюзии.

Мы полагаем, что система  инклюзивного обучения детей с ограниченными  возможностями здоровья строиться с учетом ряда специальных принципов (Л.С. Выготский):

- учет возрастных психофизических  возможностей детей; 

- оптимальное сочетание  общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной  и абилитационно-реабилитационной  педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей;

- постоянное изучение детей  в динамике их развития и  выявление психических новообразований;

- равномерное распределение психофизической  нагрузки в ходе обучения;

- единство диагностики и коррекции  развития (выявляется состояние  основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации  развития ребенка (уровень требований  родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов);

- развивающий характер обучения;

- деятельностный подход к обучению;

Инклюзивное образование  предполагает создание учебного плана  на каждого ученика, имеющего ограниченны  возможности здоровья, включающего  как общеобразовательную программу, так и коррекционно-развивающую.

В структуре личностного  развития у детей с ограниченными  возможностями здоровья преобладают  главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент.

К сожалению, традиционная форма ведения  урока или занятия не дает детям  данной категории возможности непосредственной деятельности. Эти дети быстро пресыщаются  заданиями, теряют внимание, выражают не удовольствие, истощаются. Большинство специалистов в области специальной педагогики и психологии (Д.В. Зайцев и др.) переходят на систему использования нетрадиционных, в основном, психотерапевтических, методов обучения, где главным побуждающим фактором деятельности ребенка является – привлекательность задания, опора на эмоциональные потребности, практические действия, двигательная активность.

В связи с вышесказанным в  современном общеобразовательном  пространстве назревает актуальная потребность определения способов, средств и методов инклюзивного обучения, и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных школ, путей коррекции и компенсации психофизической недостаточности и связанных с нею вторичных отклонений на основе индивидуально-дифференцированного подхода для более гармоничной их социализации.

 

 

 


Информация о работе Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской малокомплектной общеобразовательной средней