Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:36, доклад
Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности (В.И. Лубовский, 2003).
Инклюзивное образование
детей с ограниченными
Голубева М.С., к.пс.н., доцент
кафедры специальной
КГУ им. Н.А. Некрасова
Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности (В.И. Лубовский, 2003).
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость
создания такой системы обучения,
в которой ребенок с
Анализ развития специального образования показывает, что в 90-е гг. ХХ столетия приоритетным направлениям выдвигается идея интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграцию в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (Л.И. Аксенова).
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с ограниченными возможностями здоровья: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении.
Концепция интеграции давала возможность
детям с ограниченными
На сегодняшний день в центре внимания специалистов процесс инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения (А. Шпагина).
К сожалению, в России понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование» пока еще не знакомы общественности, однако в настоящее время о них начинают говорить во многих российских городах.
Следует отметить, что в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а само инклюзивное образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ). Как показывает опыт других государств, дети, которые учатся в обычных школах, получают более качественное образование. Они более общительны, открыты, лучше приспособлены к жизни в обществе, нежели те, которые учатся дома или в специальных школах.
Развитию инклюзивного образования в России препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Немногие дети с ограниченными возможностями, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя положительный опыт такой работы существует. Более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в общеобразовательных учреждениях, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше. Сегодня большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах. Тем не менее, в некоторых регионах России уже есть положительный опыт по внедрению инклюзивного образования.
Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время
в нашей стране рынок образовательных
услуг для детей с
Мы полагаем, что выстраивание процесса обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малокомплектной сельской школы должно основываться на понимании отличия интегрированного и инклюзивного обучения. Инклюзивное обучение предполагает, что:
В данном случае мы будем понимать инклюзивное (включенное) образование как возможность всем учащимся с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни, развития ресурсов, направленных на стимулирование равноправия обучающихся, сохранения гражданской позиции принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живет ребенок).
Структура инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малокомплектной сельской школы должна включать в себя:
1. Разработку философии,
поддерживающей
2. Всестороннее планирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. В процесс создания инклюзии детей с ограниченными возможностями включаются все учителя и администрация школы.
4. Включение родителей
5. Методическое обучение учителей, специалистов, всех участников процесса инклюзии.
Мы полагаем, что система инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья строиться с учетом ряда специальных принципов (Л.С. Выготский):
- учет возрастных
- оптимальное сочетание
общеразвивающей работы с
- постоянное изучение детей
в динамике их развития и
выявление психических
- равномерное распределение
- единство диагностики и
- развивающий характер обучения;
- деятельностный подход к
Инклюзивное образование предполагает создание учебного плана на каждого ученика, имеющего ограниченны возможности здоровья, включающего как общеобразовательную программу, так и коррекционно-развивающую.
В структуре личностного
развития у детей с ограниченными
возможностями здоровья преобладают
главным образом
К сожалению, традиционная форма ведения
урока или занятия не дает детям
данной категории возможности
В связи с вышесказанным в
современном