Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:11, статья
Инновационные процессы в образовании стали предметом узкого изучения западных ученых еще с конца 50-х годов, а в России этим вопросом глобально начали заниматься только лишь в 80-е годы. В круг поднимаемых вопросов так же , как и на Западе наши ученые ставили частные стороны нововведений: творческую деятельность учителя, проблемы обобщения и распространения педагогического опыта.
Наиболее значимым условием возникновением инноваций, являются: в первую очередь, потребности общества в качественно новой подготовке школьников и студентов; наличие у самих педагогов мотивов и стимулов к изменению ситуации; наличие методических, материально-технических, финансовых и кадровых условий изменения ситуации.
Кузнецова А.В., Калашников Д.В. 1323 гр.
ПГГПУ
Инновации в образовании
Преобразования, которые происходят в современном мире и обществе, обусловили необходимость координального обновления в системе образования. Внедрение инноваций является основным путем для повышения эффективности образования и образовательного процесса в целом.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Основоположниками инноватики считаются немецкие ученые такие как, В. Зомбарт, В. Метчерлих.
Инновационные процессы в образовании стали предметом узкого изучения западных ученых еще с конца 50-х годов, а в России этим вопросом глобально начали заниматься только лишь в 80-е годы. В круг поднимаемых вопросов так же , как и на Западе наши ученые ставили частные стороны нововведений: творческую деятельность учителя, проблемы обобщения и распространения педагогического опыта.
Наиболее значимым условием возникновением инноваций, являются: в первую очередь, потребности общества в качественно новой подготовке школьников и студентов; наличие у самих педагогов мотивов и стимулов к изменению ситуации; наличие методических, материально-технических, финансовых и кадровых условий изменения ситуации.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о том, что педагоги должны менять свою систему обучения на более современную, которая соответствует требованиям быстро меняющегося мира. Но реализация проблемы трудновыполнима, поскольку общеобразовательные учреждения, на сегодняшний день, испытывают острую нехватку молодых кадров. Молодые специалисты, имеющие диплом об окончании высшего педагогического образования не всегда идут работать по специальности.
Средний возраст педагога в современной российской школе составляет 40 лет и старше. Этот возрастной период не является наилучшим для пересмотра жизненных ориентиров. Учителям, проработавшим в школе 20 и более лет, выпустившим детей, успешно определившихся в жизни, трудно понять, зачем надо менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться, когда и так «все замечательно» - контрольные написаны в основном на «хорошо и отлично». Речь идет о психологических барьерах, включающих:
- личные представления о норме своей деятельности;
- мнения значимых в
профессиональном и
-особенности мышления
человека, ориентация не на
В своей работе мы не могли обойтись без конкретных цифр. В период с марта по май нами был проведен опрос среди педагогов и молодых специалистов на выявления готовности к инновациям. Результаты были неоднозначные: 56, 8% респондентов готовы полностью к инновациям; 32,4% респондентов готовы, но испытывают некоторые трудности; 10,8% респондентов совсем не готовы к переходу на новые формы образования.
.