Инновации в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 02:52, реферат

Краткое описание

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.

Содержание

Введение
1.Понятие об инновациях в образовательном процессе.
2.Принципы разработки инновационных методик в образовательном процессе.
3.Роль инновационных методик в развитии школы.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ииновационным процессам.pptx

— 73.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Понятие об инновациях  в образовательном процессе.

2.Принципы разработки  инновационных методик в образовательном  процессе.

3.Роль инновационных методик  в развитии школы.

Заключение

Список литературы

Введение

 

         В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.

         Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов.

         Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

 

 

1

1. Понятия об инновациях  и их классификация.

 

         Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

         Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

         Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

         Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

 

 

2

         Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

         Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

          Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства.

         Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.

         В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде.

         Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы.

 

3

          В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

         Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

         Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

         Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

          В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений.

 

4

2.Принципы разработки инновационных методик организации образовательного процесса.

 

         Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.

         В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:

         Первый тип – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований.

         К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей новаторов, воспитателей, родителей и т.д.

         Второй тип нововведений – инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.

         Гуманистическая педагогика выработала ряд требований к осуществляемому в школе инновационному процессу:

          - изменение целевой установки школы;

          - переориентация внутренних личностных установок педагога на гуманистическую сущность инновации;

          - индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания;

           - создание благоприятной социально-психологической и предметно-пространственной образовательной среды;

          - обеспечение социальной и психологической защиты детей;

          - создание условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика;

 

 

 

5

         - вера в ученика, в его силы и возможности, принятие ребёнка таким, какой он есть;

         - обеспечение успешности обучения и воспитания;

         - обоснованность уровня развития каждого ученика;

         - гуманизация образовательных отношений;

          - гуманитаризация образования, усиление его общечеловеческой, межпредметной направленности;

         - научно-методическое обеспечение инновационного процесса.

         Выделяют такие особенности инновационного процесса в образовании, как:

         - более тесная взаимосвязь с конкретными общественными отношениями, культурой;

         - значительное влияние групповых и личностных качества субъекта и объекта инновационной деятельности;

         - проведение экспериментальной проверки не в лабораторныхусловиях, а в условиях реального образовательного процесса;

        - отсутствие стадии «изготовления», которая сливается с проектированием, что ускоряет процесс создания инновации;

         - меньшие затраты материальных, финансовых средств;

         - повышение роли субъективного фактора инновационной деятельности.

          Исходя из особенностей инновационного процесса в образовании, можно определить следующие принципы разработки инновационных методик образовательного процесса:

         Концептуальность

         Каждой инновационной методике должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 

         Системность.

         Инновационная методика должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

 

 

6

 

         Управляемость

         Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами и методами с целью коррекции результатов.

         Эффективность.

         Современные инновационные методики существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

         Воспроизводимость.

         Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) инновационной методики в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

         Таким образом, учитывая особенности инновационного процесса в образовании и соблюдая вышеизложенные принципы разработки инновационных методик, можно предполагать успешное внедрение инноваций в традиционный образовательный процесс.

 

 

7

3. Роль инновационных  методик в развитии школы.

 

         После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:

         стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);

         стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);

         стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;

         отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;

          готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.

 

 

 

8

         Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.

Информация о работе Инновации в педагогике