Инновационные и традиционные технологии в обучении географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Но первостепенной является задача достижение нового, современного качества образования. Новое качество образования- это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа до 10.01.2014.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

на тему: «Инновационные и традиционные технологии в обучении географии».

 

 

 

 

 

Выполнил слушатель курсов

профессиональной переподготовки

                                                           по программе “Педагогические

                                                           технологии пеподавания географии»

 

 Зарипова Гульнур Галимулловна

 

                                                                                                            

 

 

Чистополь 2013

   Введение.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Но первостепенной является задача достижение нового, современного качества образования. Новое качество образования- это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Педагоги образовательного учреждения должны формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования. Для решения задач повышения качества образования необходимы переосмысления технологий и концепций современной управленческой деятельности и модернизация традиционных подходов к управлению образовательным учреждением. Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования. Цель процесса обучения должна быть максимально технологична – для этого естественно использовать педагогические технологии. Количественный и качественный анализ содержания учебного материала должен выделить основные фактора влияющие на качество образования, что в свою очередь, позволит прогнозировать результаты образовательного процесса. В связи с этим должно быть организовано непрерывное, длительное наблюдение за состоянием качества знаний учащихся, образовательной среды и её воздействием на личность учащегося. Все задачи должны решаться на основе информационных технологий и педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг- это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о качестве знаний, обеспечивающий непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием его развития. С этой целью по преподаваемым предметам проводятся срезы знаний по отдельным темам, анализ и проработка ошибок, допущенных учащимися, и ликвидация пробелов в знаниях по итогам анализа.

 

 

Использование информационных технологий на уроках географии. 

В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование компьютерной техники в обучении. Проводя уроки географии в 6-9 классах с использованием информационных технологий, работой на компьютере, у ребят и повысился интерес к решению различных географических задач и к уроку география. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала подвержены влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравится наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности. Необходимы новые средства и методы обучения.  
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. Компьютер - это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Нельзя представить себе по-настоящему культурного человека, не знающего основ географии. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Современное преподавание географии - это соединение фактов с более активным развитием мышления и самостоятельности - качествами столь ценимыми в технологиях развивающего обучения. Необходимы новые пути преподавания географии, одним из таких путей является использование информационных технологий в преподавании географии.  
Использование медиатеки в урочной деятельности позволяет не только расширить и укрепить знания о предмете, но и, самое главное, дает знания о том, где найти информацию о предмете, как грамотно пользоваться компьютерами, компакт-дисками, владеть навыками работы и поисковыми информационными системами в Интернете, электронной почтой, представлять свои мысли образно - например, создавая простейшую мультимедиа презентацию или публикацию, буклет. 1) Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.

Отличие современных технологий от традиционных способов обучения, соотношение современных способов от традиционных.

 

Пути совершенствования традиционной концепции обучения.

Чем объясняется низкая эффективность существующей системы (традиционного) обучения?

Эта система имеет следующую, всем известную структуру:

· содержание

· организация

· методика

Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения, учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание обучения при существующей организации учебных занятий наилучшим образом было усвоено учащимися.

При этом под «усвоением» содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний. А что касается, их применения на практике, т.е. формирование умения пользоваться полученными знаниями в жизни, то эту задачу перед обучением всерьез никогда не ставили. Молчаливо предполагается, что этому научит сама жизнь.

Тем не менее, всегда считалось необходимым связывать учебу с практикой, теорию с жизнью, для чего рекомендуют проводить практические занятия, но на них удается лишь фрагментарно показать принципиальную возможность использовать теоретические знания на практике, ибо на большее времени никогда и ни в каком учебном заведении не хватает.

Если провести психологический анализ ТО, то можно выявить следующие причины «потери информации»:

1 причина: при сообщении знаний  обучаемому не все понятно (педагоги  обычно успокаивают: сейчас «мол, трудно понять, но потом, пройдя  такие же темы вы все поймете)

2 причина: трудность запоминания (даже  частичное забывание ведет к  разрыву причин и следствия, нарушает целостность знаний)

3 причина: забывание

4 причина: часть знаний, оказывается  неприменимой, настолько они бывают, далеки от реальной практики

Обучение действиям подлинно обучению знаниям, а сам процесс приобретения знаний прочно отделен и далеко удален от процесса применения знаний.

Следовательно, давать человеку знания - это еще вовсе не значит научить его действовать в соответствии с этими знаниями.

Возникает вопрос: как же сделать так, чтобы все сообщаемые знания были полезны для дела, могли быть использованы в практической деятельности?

Чем объясняется низкая эффективность существующей системы обучения? Рассмотрим основные недостатки традиционного обучения, известные еще со времен Древнего Вавилона, от которых человечество постоянно пытается освободиться, но до сих пор вынуждено в принципе сохранять созданную тогда систему обучения.

Эта система имеет следующую, всем известную структуру: содержание, организация и методика. Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание обучения при существующей организации учебных занятий наилучшим образом было усвоено учащимися (школьниками, студентами, слушателями курсов, академий и институтов повышения квалификации и т.д.).

При этом под "усвоением" содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний. А что касается их применения на практике, то есть формирования умения пользоваться полученными знаниями в жизни, то эту задачу непосредственно перед обучение всерьез никогда не ставили. Молчаливо предполагается, что этому научит сама жизнь, или, говоря иначе, эта задача выносится за пределы системы обучения, в том числе системы подготовки практических работников - кадров руководителей, юристов, учителей, инженеров, водителей, операторов, рабочих-станочников, наладчиков станков-автоматов и т.д. Те мне менее, всегда считалось необходимым связывать учебу с практикой, теорию с жизнью, для чего обычно рекомендуют проводить практические занятия (семинары-практикумы, "деловые игры", упражнения на решение задач по применению изучаемой теории к практическим ситуациям и т.п.). Но на них удается лишь фрагментарно, иллюстрациями на отдельных примерах показать принципиальную возможность использования теоретических знаний на практике, ибо на большее времени никогда и ни в каком учебном заведении не хватает. Поэтому учебный процесс имеет сейчас такую структуру:

Схема 1

Иначе говоря, объективная логика обучения требует формирования умения применять знания, но субъективно она не реализуется: обучение завершается только получением знаний. И то в лучшем случае, если иметь в виду, что многие нужные знания человек даже и запомнить-то не в состоянии.

Психологический анализ общепринятой системы обучения показывает следующие причины "потери информации" по ходу обучения.

Первая причина состоит в том, что при сообщении знаний преподавателем обучаемому не все понятно. Педагоги это учитывают и обычно успокаивают: сейчас, мол, трудно вам понять, но потом, пройдя такие-то темы, вы поймете все как надо.

Вторая причина - трудность запоминания даже того, что было понято.

Третья причина - забывание. Многое из того, что понято и запомнилось, может с течением времени забываться. Даже частичное забывание ведет к потере запомнившейся логики процессов, разрывает причины и следствия, нарушает целостность когда-то полученных знаний.

Четвертая причина того, что прошедшие обучение лица не умеют практически пользоваться теоретическими знаниями, заключается в том, что часть знаний прочно запечатлевшихся в памяти, оказывается и вовсе неприменимой, настолько они бывают далеки от реальной практики. Между тем на их приобретение затрачивают те драгоценные часы, дни и недели которые могли бы пригодиться для получения действительно полезных знаний. Такие лишние знания (избыточную информацию) обычно объясняют тем, что нужно повышать "общую эрудицию" обучаемых, но на деле это объяснение не оправдывается.

Отсюда можно сделать вывод, что: обучение действиям подменено обучением знаниям, а сам процесс приобретения знаний прочно отделен и далеко удален от процесса применения знаний. Таким образом, изрядная часть заблаговременно сообщаемых знаний не доносится до практики и в принципе донесена быть не может.

Следовательно, давать человеку знания - это еще вовсе не значит научить его действовать в соответствии с этими знаниями, реально руководствоваться ими в практической деятельности, грамотнее её исполнять. Задача научить практическому использованию теоретических знаний составляет особую проблему, выходящую за рамки собственно процесса традиционного обучения, поэтому на его базе решена быть не может.

Возникает вопрос: как же сделать так, чтобы все сообщаемые обучаемому знания были полезны для дела, могли быть использованы немедленно в практической деятельности, чтобы он сразу научился применять их на практике? Для ответа на этот вопрос надо вернуться к схеме 1 и по ней проанализировать функцию каждого из элементов означенной структуры учебного процесса: "сообщение знаний", "запоминание знаний" - " конечный результат обучения (багаж знаний)".

Первые два элемента служат для третьего, а третий - для будущей практики. Наличие научных знаний, обнаруживаемое на экзамене (зачете), служит, как бы свидетельством готовности человека применять эти знания на практике. Так, во всяком случае принято считать, хотя жизнь постоянно убеждает в полном или частичном отсутствии такой готовности.

Все три элемента имеют одну общую функцию - дать человеку заблаговременно в голову полную ориентировку в будущей деятельности в виде разнообразных знаний. Имеется в виду, что запечатлев в памяти все эти знания, человек будет способен по мере надобности извлекать подходящие к случаю знания из кладовой памяти примерно так же, как хирургическая сестра берет со стола и подает хирургу во время операции то скальпель, то ножницы, то зажимы, то тампоны.

Однако, как видим, психологический механизм не так прост, и расчеты традиционной педагогики, говоря мягко, слишком часто не оправдываются. Просто-напросто естественные законы функционирования памяти не позволяют человеку сохранять "на всю последующую жизнь" все знания, зафиксированные в книгах, и все возможные варианты их практического использования. И тем более это нереально: нельзя знать о всех возможных в предстоящей жизни случаях, которые потребуют их применения. Психологи-исследователи рассуждали, исследуя эту проблему, так: если "сообщение знаний" и "запоминание знаний" - эти два элемента структуры процесса обучения должны обеспечить человеку полную ориентировку в будущей деятельности, но сделать это практически невозможно, то стоит ли сохранять эту структуру? Не резонно ли заменить эти два элемента чем-то таким, что могло бы успешно выполнять означенную функцию?

Информация о работе Инновационные и традиционные технологии в обучении географии