Инновационные методы обучения в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:34, реферат

Краткое описание

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные методы обучения в ВУЗе.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Реферат

“Инновационные методы обучения в ВУЗе”

 

 

 

 

 

Дисциплина:       Педагогическая психология

Факультет:       Институт гуманитарных наук

Кафедра:              Психология                                                                                       Исполнитель:   Студентка III курса Улиханова М.Л.                                                     Руководитель:   С.Ш.Казданян

 

 

Ереван 2013 г.

 

Современные методы обучения в вузе

В настоящее время учебный  процесс требует постоянного  совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного  богатства личности. Поэтому современная  ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения  стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний  являются активные методы обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено  тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного  подхода к возникающей проблеме.

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов  и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Преподаватель в своей  профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических  задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств  вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

Существуют имитационные и неимитационные формы организации  обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.

I. Лекции

1. Лекции нетрадиционной  формы проведения

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала  необходимо решить. Проблемные вопросы  отличаются от не проблемных тем, что  скрытая в них проблема требует  не однотипного решения, то есть готовой  схемы решения в прошлом опыте  нет. Для ответа на него требуется  размышление, когда для ответа на не проблемный вопрос существует правило, которое нужно знать.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами  принципов и закономерностей  изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную  аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

2. Лекция-визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования  принципа наглядности, содержание данного  принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация учит студентов  преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что  формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и  выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

3. Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам  в живом диалогическом общении  двух преподавателей между собой. Здесь  моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических  вопросов с разных позиций двумя  специалистами, например теоретиком и  практиком, сторонником или противником  той или иной точки зрения и  т. п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в  мыслительный процесс. При представлении  двух источников информации задача студентов  – сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или  выработать свою.

4. Лекция с  заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у  студентов умений оперативно анализировать  профессиональные ситуации, выступать  в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка  преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.

Задача студентов заключается  в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и  назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10–15 минут. В  ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит  от специфики учебного материала, дидактических  и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

5. Лекция-пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно  задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2–3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3–5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала  строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие  ответы. В завершение лекции преподаватель  проводит итоговую оценку вопросов как  отражения знаний и интересов  слушателей.

6. Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог  с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного  вовлечения студентов в учебный  процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит  в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

7. Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении  лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный  обмен мнениями в интервалах между  логическими разделами.

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный  обмен мнениями, идеями и взглядами  по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять  коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления  негативных установок и ошибочных  мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии  и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для активизации  слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических  задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

8. Лекция с  разбором конкретных ситуаций

Данная лекция по форме  похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно  или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать  достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

II. Метод «круглого стола»

Эта группа методов включает в себя: различные виды семинаров  и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного  обсуждения проблем, изучаемых в  системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность  практического использования теоретических  знаний в условиях, моделирующих форму  деятельности научных работников.

1. Учебные семинары

Междисциплинарный семинар. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический  семинар. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный  семинар. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т. п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентационных семинаров помогает подготовить студентов к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системный семинар. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

Метод системных семинаров  раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком  кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи  явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической  жизни.

2. Учебные дискуссии

Они могут проводиться:

– по материалам лекций;

– по итогам практических занятий;

– по проблемам, предложенным самими студентами или преподавателем, если студенты затрудняются;

– по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

– по публикациям в печати.

Метод учебной дискуссии  улучшает и закрепляет знания, увеличивает  объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к  мнению других.

3. Учебные встречи  за «круглым столом»

При использовании данного  метода можно приглашать различных  специалистов, занимающихся изучением  рассматриваемой проблемы или работающих по изучаемой студентами теме. Это  могут быть ученые, экономисты, деятели  искусства, представители общественных организаций, государственных органов  и т. п.

Информация о работе Инновационные методы обучения в ВУЗе