Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 11:10, статья

Краткое описание

Статья посвящена вопросам инновационных технологий в образовательном пространстве. Особое внимание уделяется инновационным методам, современным мультимедийным технологиям, различным внедрениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Конференция 2014.docx

— 25.19 Кб (Скачать файл)

Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе

Innovative educational technology in the educational process

К. С. Сафронова, А. А. Макеева, М.А. Рожкова, А. С. Лосев

K. K. Safronova, A. A. Makeeva, M. A. Rozhkova, A. S. Losev

ФГАОУ ВО «Нижегородский университет им.Н.И.Лобачевского»

Психолого - педагогический факультет, кафедра социальной работы, студенты

Россия, 607220, Нижегородская обл. г. Арзамас, ул. К. Маркса, 36.

Тел: +79081527059. e-mail: safronova.xen@yandex.ru

 

Аннотация (на русском языке): Статья посвящена вопросам инновационных технологий в образовательном пространстве. Особое внимание уделяется инновационным методам, современным мультимедийным технологиям, различным внедрениям.

Ключевые слова (на русском языке): Инновационный процесс, инновационные технологии, интерактивные методы, интерактивные технологии, интерактивные методы.

Аннотация (на английском языке): The article deals with innovative technologies in the educational space. Particular attention is given to innovative methods, modern multimedia technology, various implementations.

Ключевые слова (на английском языке): Innovation process, innovative technologies, interactive methods, interactive technologies, interactive methods.

 

Инновация – это  целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. для удовлетворения человеческих потребностей. Это преобразовательная деятельность, осуществляющаяся на основе некоторого концептуального подхода и имеющая в результате развитие данной системы или ее принципиальное преобразование.

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные процессы, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. 

Инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации являются результатом научных поисков педагогического опыта отдельных педагогов и целых педагогических коллективов, они не возникают сами по себе. Этот процесс нуждается в управлении. 

Применительно к педагогическому процессу инновация означает содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося. 

В педагогике проблема инноваций стала предметом специальных исследований в 80-х годах XX века. Проблема инноваций стала предметом специальных исследований.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке и освоению, использованию и распространению новшеств.

Выпускнику учебного заведения важно не только дать знания, но и научить самостоятельно, добывать и пополнять в течение всей своей жизни. Добиться этого можно с помощью современных технологий. 

Необходимость их внедрения в образовательный процесс продиктована тем, что к нам ежегодно поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению дисциплин. 

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности.

Человек постоянно развивается, накапливает опыт, совершенствует методы действий, расширяет свои умственные возможности.

Этот же процесс применим и к педагогической деятельности. На разных стадиях своего развития общество предъявляло новые стандарты и требования к рабочей силе, что обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии. Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Использование в учебных программах инновационных технологий позволяет расширить учебный процесс, развить личностные качества обучающихся и составить основу эффективности результатов обучения.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В. Шапкин, В.Д. Симоненко и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

Благодаря различным инновационным технологиям стало возможно с большой эффективностью, и с незначительными расходами отрабатывать те или иные специальные навыки, производить различные эксперименты, лабораторные опыты. В виртуальной среде можно имитировать любые законы материального мира, при этом, не затрачивая каких- либо реальных материалов.

  Информационные технологии  позволяют учителю готовить учащихся  к экзамену в режиме ЕГЭ.  Используются ресурсы Интернета  и для подготовки детей к  участию в разнообразных олимпиадах  и конкурсах.

Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.  
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.  
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации учебных заведений: от освоения учащимися начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в учебной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники учебных заведений имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в учебных заведениях показал, что:  
а) информационная среда учебных заведений открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;  
б) снимается психологическое напряжение учебного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, увеличивается доля творческих работ, повышается эффективность ученического труда, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, в будущем осознается целенаправленный выбор вуза; 
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. 

Для проведения тех или иных экспериментов  вовсе не нужна реальная лаборатория. Достаточно воссоздать их компьютерные модели и производить те или иные действия над ними в интерактивной среде. Ярким примером использования компьютерных технологий для отработки специальных навыков являются всевозможные тренажёры.

С помощью современных мультимедийных и интерактивных технологий в виртуальном окружении воспроизводятся реальные ситуации и объекты, что позволяют обучаемому персоналу отработать свои профессиональные навыки и свести к минимуму риск возникновения критических и аварийных ситуаций. Тренажёры и симуляторы также могут быть использованы для создания автоматизированных обучающих систем, позволяющих проводить профессиональную подготовку персонала на базе программно-технических комплексов, без необходимости присутствия настоящего преподавателя. Обучаемый персонал может самостоятельно взаимодействовать с такими комплексами с помощью различных интерфейсов. При этом сложность освоения данного метода обучения невелика. 

Кроме того, благодаря современным мультимедийным технологиям, эффективность обучения в такой форме может в значительной степени превосходить эффективность классических методов обучения. Обучаемые может без ограничений и без тех или иных рисков производить различные действия, многократно воспроизводить которые в реальном мире может быть проблематично. Автоматизированные обучающие системы достаточно тесно связаны с системами интерактивного обучения.

2. Личностно – ориентированные  технологии в преподавании предмета  
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.  
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.  
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.  
4.Мониторинг интеллектуального развития.  
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.  
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.  
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.  
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.  
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. 

Опыт современных учебных заведений располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.  
Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. 

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.  
Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала.

К ним принадлежат: 

- упражнения, носящие творческий  характер; 

- групповые задания; 

- образовательные, ролевые, деловые игры, имитация; 

- уроки-экскурсии; 

- уроки-встречи с творческими  людьми и специалистами; 

- занятия, направленные на  творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет; 

- использование видеоматериалов, интернета, наглядности; 

- решение сложных вопросов  и проблем с помощью методов  «дерево решений», «мозговой штурм». 

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся, приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения.

Именно введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно - ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания. Они направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов. Они способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства. 

Источники:

  1. [http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3bc68b4c53b88521216d27_1.html].
  2. [http://www.informio.ru/publications/id521/Rezultativnost-primenenija-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe].

 

 

 

 


Информация о работе Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе