Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:08, творческая работа

Краткое описание

Эколого – развивающее пространство детского сада является одним из условий нравственного и экологического воспитания детей.
Именно создание развивающей среды на прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми.

Вложенные файлы: 1 файл

на прогулочных площадках в ДОУ»kt.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка» город Омутнинск Кировская область

 

 

 

 

 

 

Дизайн - проект  экологической направленности

«Инновационные подходы к созданию развивающей среды

на прогулочных площадках в ДОУ»

 

 

 

 

 

Автор:

Загребина Елена Васильевна,

 

старший воспитатель МКДОУ

 

 

 

 

г. Омутнинск

«Тот, кто изучает природу

не через идею любви,

никогда не постигнет ее законов»

Ф. Шлегель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении

Здание детского сада построено по типовому проекту в 1984 году, функционирует 11 групп на 220 мест. Юридический адрес: 612740 Кировская область, г. Омутнинск, улица Карла Либкнехта, 41.

Детский сад осуществляет образовательную, правовую, хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»; Трудовым кодексом;  «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 41. 1249-03; Федеральными государственными требованиями; Приказами, постановлениями, распоряжениями нормативных документов органов регионального и местного самоуправления; Учредительными документами ДУ: Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, договорами, Положениями.

Окружающий социум

Детский сад находится в центре города, в зоне ближайшего окружения расположены объекты: образования, физкультуры и спорта, культуры. Такое расположение детского сада позволяет педагогам знакомить детей с экологической, социальной действительностью, способствует установлению творческих и деловых связей с различными институтами детства, общественными учреждениями и организациями.

2. Актуальность  проекта

Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения педагогов, практиков, родителей – это проблема социально-нравственного становления личности. А обострение экологической проблемы  диктует необходимость интенсивной работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования.

 Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Эколого – развивающее пространство   детского сада является одним из условий нравственного и экологического воспитания детей.

Именно создание развивающей среды на прогулочной территории позволяет  проводить разнообразную работу с детьми. С.Н. Новосёлова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К. Д. Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что её системообразующий признак – нравственное воспитание. Специфика программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»  в том, что содержание отражает «биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания». Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектах природы, находящихся на участке ДОУ.

Работая по нравственному и экологическому образованию детей, изучая новые инновационные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления.

           В основу создания развивающей  среды заложена идея интеграции, поэтому одним из ведущих аспектов  педагогической деятельности является связь нравственного и экологического образования с другими направлениями, что является актуальным для данного проекта. Исследования О.А.Сафоновой  доказывают  важность  интегральной  модели качества   дошкольного образования.

           Созданная таким образом эколого-развивающая  среда  обеспечивает  инновационные  подходы  к нравственному и экологическому  образованию дошкольников. Она выстроена с учётом ряда особенностей:

- приоритетного осуществления  экологического развития и наличия проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

- сочетаемости Федеральных государственных требований и основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы);

- ресурсного обеспечение  педагогического процесса (условия в ДОУ);

- удовлетворенность родителей  работой МКДОУ.

  Новизна проекта заключается в организации современных  экологических пространств;  использовании технологии метода проекта для повышения качественного уровня развития детей; доброжелательного отношения к природному миру; выработке стратегии сотрудничества.

Научность и обоснованность предлагаемой инновации

Нравственное воспитание является важной стороной формирования и развития ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой – предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Поэтому воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного, доброжелательного отношения к природным объектам. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к природе, любить её, заботиться о ней, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе в специально созданной эколого – развивающей среде.

             Проявление дошкольниками нарастающего интереса к познанию окружающего мира, желание защитить природу, недостаточный уровень знаний родителей в вопросах организации экологического пространства, актуальность дизайнерского оформления прогулочной территории, проблемы загрязнения территории, всё это привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы.

Познание детьми основ экологической культуры, нравственных норм и правил во многом зависит от педагога и родителей. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие, согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в совместной деятельности. Особенно ценен труд детей совместно с взрослыми, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистка территории, благоустройство), т. к. именно через деятельность человек воздействует на окружающую среду.

Поэтому эколого-развивающаяся среда, совместные природоохранные мероприятия должны выступить не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионализма педагогов и родителей.

На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых - технология – метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы.

Обновление развивающей среды на прогулочных площадках для обеспечения более качественного воспитания детей – педагогов – родителей,   основывается на принципах:

Принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;

Принцип научности – научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты;

Принцип системности и доступности – предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям;

Принцип гибкости – обеспечивает реальную возможность оптимального учёта специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей детского учреждения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий;

Принцип деятельной направленности экологического образования – предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности, понимание важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в  изменяющихся условиях окружающей среды;

Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;

Принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельные  "открытия" его детьми;

Принцип творчества – участие в совместной с взрослыми деятельности  сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.

Цель проекта - формирование качественного уровня нравственной и экологической культуры  дошкольников через создание инновационных экологических пространств.

                Задачи, ориентируемые на детей:

    1. Создать условия на прогулочных площадках для экологического образования дошкольников;
    2. Учить детей доброте; уметь видеть и радоваться красоте  окружающего;
    3. Осуществить целостный подход к оздоровлению детей средствами природы;
    4. Привлечь внимание детей детского сада к проблемам загрязнения территории;
    5. Воспитать осознанно бережное, доброжелательное отношение ко всему природному миру; чувство взаимопомощи, сотворчества; желание защитить природу.

                  Задачи, ориентируемые на педагогов:

    1. Сориентировать коллектив ДОУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников;
    2. Повысить экологическое сознание, профессиональную компетентность педагогов.
    3. Формировать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию нравственности и патриотизма.

                     Задачи, ориентируемые на родителей:

    1. Привлечь родителей к созданию экологических пространств на прогулочных площадках;
    2. Повысить уровень знаний родителей в вопросах организации экологических современных пространств; по проблеме загрязнения территории.
    3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослую творческую деятельность.

Направления работы заведующего МКДОУ:

  • Распределение функциональных обязанностей членов коллектива для разработки проекта;
  • Сотрудничество с органами управления образования;
  • Повышение квалификации кадров в области экологического образования;
  • Финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, растений и т. д.);
  • Работа с родителями;
  • Координация работы с другими учреждениями.

Направления работы старшего воспитателя:

  • Ознакомление коллектива с предстоящей работой;
  • Выбор необходимых методик;
  • Контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей, реализация интегрированного подхода;
  • Мониторинг деятельности;
  • Проведение методических семинаров для членов коллектива;
  • Участие в экологизации развивающей среды;
  • Участие в распространении опыта работы дошкольного учреждения по данной теме;
  • Обобщение результатов работы.

Направления работы педагога – психолога:

  • Психологическая поддержка работы;
  • Анализ методик с точки зрения их соответствия уровню детей дошкольного возраста;
  • Присутствие на родительских собраниях;
  • Участие в диагностической работе;
  • Работа с родителями.

Направления работы старшей медицинской сестры:

  • Оздоровительная работа с детьми;
  • Участие в оценке развивающей среды с точки зрения состояния здоровья детей;
  • Эколого-оздоровительное просвещение родителей.

Информация о работе Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках в ДОУ