Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:08, творческая работа
Эколого – развивающее пространство детского сада является одним из условий нравственного и экологического воспитания детей.
Именно создание развивающей среды на прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка» город Омутнинск Кировская область
Дизайн - проект экологической направленности
«Инновационные подходы к созданию развивающей среды
на прогулочных площадках в ДОУ»
Автор:
Загребина Елена Васильевна,
старший воспитатель МКДОУ
г. Омутнинск
«Тот, кто изучает природу
не через идею любви,
никогда не постигнет ее законов»
Ф. Шлегель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении
Здание детского сада построено по типовому проекту в 1984 году, функционирует 11 групп на 220 мест. Юридический адрес: 612740 Кировская область, г. Омутнинск, улица Карла Либкнехта, 41.
Детский сад осуществляет образовательную, правовую, хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»; Трудовым кодексом; «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 41. 1249-03; Федеральными государственными требованиями; Приказами, постановлениями, распоряжениями нормативных документов органов регионального и местного самоуправления; Учредительными документами ДУ: Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, договорами, Положениями.
Окружающий социум
Детский сад находится в центре города, в зоне ближайшего окружения расположены объекты: образования, физкультуры и спорта, культуры. Такое расположение детского сада позволяет педагогам знакомить детей с экологической, социальной действительностью, способствует установлению творческих и деловых связей с различными институтами детства, общественными учреждениями и организациями.
2. Актуальность проекта
Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения педагогов, практиков, родителей – это проблема социально-нравственного становления личности. А обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Эколого – развивающее пространство детского сада является одним из условий нравственного и экологического воспитания детей.
Именно создание развивающей среды на прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми. С.Н. Новосёлова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К. Д. Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что её системообразующий признак – нравственное воспитание. Специфика программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» в том, что содержание отражает «биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания». Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектах природы, находящихся на участке ДОУ.
Работая по нравственному и экологическому образованию детей, изучая новые инновационные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления.
В основу создания развивающей
среды заложена идея
Созданная таким образом
- приоритетного осуществления экологического развития и наличия проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- сочетаемости Федеральных государственных требований и основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- регионального компонента
(ближайшее природное окружение
- ресурсного обеспечение педагогического процесса (условия в ДОУ);
- удовлетворенность родителей работой МКДОУ.
Новизна проекта заключается в организации современных экологических пространств; использовании технологии метода проекта для повышения качественного уровня развития детей; доброжелательного отношения к природному миру; выработке стратегии сотрудничества.
Научность и обоснованность предлагаемой инновации
Нравственное воспитание является важной стороной формирования и развития ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой – предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Поэтому воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного, доброжелательного отношения к природным объектам. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к природе, любить её, заботиться о ней, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе в специально созданной эколого – развивающей среде.
Проявление дошкольниками нарастающего интереса к познанию окружающего мира, желание защитить природу, недостаточный уровень знаний родителей в вопросах организации экологического пространства, актуальность дизайнерского оформления прогулочной территории, проблемы загрязнения территории, всё это привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы.
Познание детьми основ экологической культуры, нравственных норм и правил во многом зависит от педагога и родителей. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие, согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в совместной деятельности. Особенно ценен труд детей совместно с взрослыми, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистка территории, благоустройство), т. к. именно через деятельность человек воздействует на окружающую среду.
Поэтому эколого-развивающаяся среда, совместные природоохранные мероприятия должны выступить не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионализма педагогов и родителей.
На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых - технология – метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы.
Обновление развивающей среды на прогулочных площадках для обеспечения более качественного воспитания детей – педагогов – родителей, основывается на принципах:
Принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;
Принцип научности – научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты;
Принцип системности и доступности – предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям;
Принцип гибкости – обеспечивает реальную возможность оптимального учёта специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей детского учреждения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий;
Принцип деятельной направленности экологического образования – предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности, понимание важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в изменяющихся условиях окружающей среды;
Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;
Принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельные "открытия" его детьми;
Принцип творчества – участие в совместной с взрослыми деятельности сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.
Цель проекта - формирование качественного уровня нравственной и экологической культуры дошкольников через создание инновационных экологических пространств.
Задачи, ориентируемые на детей:
Задачи, ориентируемые на педагогов:
Задачи, ориентируемые на родителей:
Направления работы заведующего МКДОУ:
Направления работы старшего воспитателя:
Направления работы педагога – психолога:
Направления работы старшей медицинской сестры: