Инновационные технологии в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Содержание

Инновационные технологии в современной школе 3
Содержание понятия «Инновационная школа» 8
Современные инновационные технологии в образовании 9
Список литературы: 12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по Уос.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической,  спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ. 

*  Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.  

*  Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе. 

*  Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований. 

*  Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса. 

*  Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

  • Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Современные инновационные технологии в образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии. 

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;                                                       в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.  

4.  Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при  помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в  современных условиях обучения. Реализуется  в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие  в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.  

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.   

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы 

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех  или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.  

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные  технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2. Бычков, А. В.  Инновационная культура/ А. В.  Бычков// Профильная школа. - 2005. - №  6. - с. 83.

3. Дебердеева, Т.  Х. Новые ценности образования  в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

 

4. Кваша В.П.  управление инновационными процессами  в образовании. Дис. канд. пед.  наук. М.,1994. – 345с.

 

5. Клименко Т.К.  Инновационное образование как  фактор становления будущего  учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.

 

6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная  деятельность М.: ИЧП «Издательство  Магистр»,1997. – 456с. 

 

7. Сластенин В.А.  и др. Педагогика: Учеб. пособие для  студ. высш. пед. учеб.    заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.


Информация о работе Инновационные технологии в современной школе