Институты воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:41, доклад

Краткое описание

Институтами воспитания в педагогике и психологии называются те общественные организации и структуры, конкретные группы людей, в которых ребенок получает социальный опыт и которые призваны оказывать воспитательное воздействие на его личность.

Вложенные файлы: 1 файл

Институты воспитания.docx

— 23.15 Кб (Скачать файл)

    Институты воспитания

    Институтами воспитания в педагогике и психологии называются те общественные организации  и структуры, конкретные группы людей, в которых ребенок получает социальный опыт и которые призваны оказывать  воспитательное воздействие на его  личность. Для ребенка главными институтами  его воспитания являются семья и  школа, именно на них лежит наибольшая моральная и только на них –  юридическая ответственность за личность воспитуемого, его поведение  и поступки. Но фактически в современных  условиях воспитание не ограничивается лишь семьей и школой. Их влияние  нередко уравновешивается и даже «перевешивается» воздействиями других социальных институтов: внешкольных  и внесемейных организаций (в том числе общественных, политических, религиозных), неформальных сообществ, средств массовой информации, культуры.

    Семья как институт воспитания занимает совершенно особое положение в силу того, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, является ее эмоциональным центром и то, что он получает от семьи, остается с ним на всю жизнь. Никто, кроме членов семьи: матери, отца, бабушки, дедушки, братьев, сестер, – не ставит ребенка в центр своей жизни, не дает ему столько эмоционального тепла и так не заботится о нем. Семья обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не мог бы стать личностью, человеком в полном смысле слова. Однако потенциально семья может нанести и огромный вред развитию ребенка, поскольку ее воспитательное воздействие не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни, а условия эти далеко не всегда благоприятны. Например, явление педагогической запущенности детей практически в 100 % случаев имеет свои корни именно в семье, взрослые члены которой не уделяли должного внимания развитию ребенка, и в результате он не получил от своего окружения той необходимой информации и того воспитательного воздействия, которое получают его сверстники в благополучных семьях.

    Из  всех человеческих отношений наиболее глубокими и прочными являются именно отношения между членами семьи. Они включают четыре основных вида отношений: 1) психофизиологические – отношения биологического родства и половые отношения; 2) психологические – личные отношения членов семьи между собой, зависящие от их личностных особенностей (открытости, доверия, взаимной заботы, моральной и эмоциональной поддержки); 3) социальные – распределение ролей в семье, материальные отношения, авторитет, руководство, подчинение; 4) культурные – обусловленные традициями и обычаями той культуры, внутри которой существует данная семья. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

    В связи с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительные влияния семьи  на воспитание ребенка и минимизировать отрицательные. Наиболее частыми причинами  аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами  этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки  и защиты. Причины такого рода аномалий могут быть различны, но в основном сводятся к двум: это либо неоднозначность  понимания супругами семейных ролей  мужа и жены, завышенные требования друг к другу, либо несовместимость  нравственных позиций, расхождение  точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, ответственность за семью. Для устранения отрицательного влияния этих факторов на воспитание детей супругам необходимо перейти на более зрелый уровень взаимоотношений: принимать супруга таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками, не ставить перед собой задачу обязательно переделать супруга на свой лад, искать и всевозможными способами укреплять сходство во взглядах и позициях, особенно по вопросам воспитания.

    Для достижения воспитательных целей в  семье родители прибегают к разнообразным  средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребенка, стремятся стать  для него образцом. В принципе, доказано, что поощрения как средства ускорения  личностного развития ребенка более  эффективны, чем запреты и наказания. Разумеется, наказания необходимы, но прибегать к ним следует  лишь тогда, когда родители исчерпали  все остальные способы изменения  поведения ребенка. Если все же возникает  нужда в наказании, то наиболее действенно оно будет в том случае, если последует непосредственно за заслуживающим  его проступком и при этом ребенку  разумно объяснят, почему его проступок  заслуживает наказания. Установлено, что ребенок быстрее идет на компромисс, если понимает, почему он должен поступать  так, а не иначе. Ребенок, которого наказывают часто и излишне сурово, отчуждается  от родителей, начинает демонстрировать  повышенную агрессивность. Наказание  должно преследовать цель не унижения и подавления ребенка, а указания ему на его ошибку, осознания им этой ошибки, признания своей вины, стимулирования ребенка к личностной активности, к работе по преодолению  себя. Ребенок не должен бояться  наказания как такового: если у  родителей нормальные, близкие, дружеские  отношения с ним, наибольшим наказанием для него станет сам факт того, что  он заставил их огорчаться и переживать.

    Определенная  специфика воспитания имеет место  в семьях разного состава. Обычно с появлением второго ребенка внимание родителей сосредоточивается на нем в большей степени, а у старшего также появляются какие-то воспитательные обязанности (разумеется, посильные ему по возрасту) и возрастает доля ответственности. На младшего ребенка по-разному влияет участие братьев и сестер в его воспитании. Например, девочки, у которых есть старшие братья, во многих случаях имеют более выраженные черты характера, традиционно относимые к мужским, более честолюбивы и агрессивны, чем девочки, в воспитании которых участвовали только старшие сестры. При этом роль старших братьев и сестер при формировании полоролевых представлений у младших детей различна. Более выраженная зависимость в данном случае наблюдается у мальчиков: влияние на них старших братьев сказывается на формировании чисто мужских черт и интересов сильнее, чем влияние старших сестер на формировании женских интересов и черт у девочек. Еще один немаловажный фактор семейного воспитания детей – участие в этом процессе прародительских поколений (бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек). Они продолжают оказывать определенное влияние на своих детей – родителей ребенка, делятся с ними своим воспитательным опытом, обогащают и разнообразят эмоциональную жизнь ребенка.

    Специфические условия воспитания складываются в  так называемых неполных семьях, где  отсутствует один из родителей, в  подавляющем большинстве случаев  – отец. Отсутствие отца по-разному  сказывается на воспитании мальчиков  и девочек. Если мать одна воспитывает  сына и никто из мужчин не присутствует в его жизни постоянно, у него перед глазами нет примера мужского поведения, объекта для подражания, и поэтому повышается риск формирования женоподобных черт в его психике и поведении. Дочь, которая растет в неполной семье, не видит примера построения женщиной прочных, долговременных и доверительных отношений с мужчинами, что может повлечь за собой дальнейшие затруднения в создании и сохранении ее собственной семьи.

    Школа как институт воспитания оказывается действенной в силу того, что в ней развивающийся ребенок в возрасте от 6–7 до 16–17 лет проводит значительную часть своего времени и там воспитательное воздействие на него оказывают сразу много людей разного по отношению к нему статуса – учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе что-то новое для него, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействия на детей. В школе воспитание осуществляется и через учебные предметы. Например, естественнонаучный цикл учебных дисциплин способствует формированию целостной картины мира, общего мировоззрения так же, как и гуманитарные предметы. Литература, история, обществознание преподносят детям живые примеры человеческого поведения, взаимодействия, дают пищу для размышлений над мотивами и последствиями различных человеческих поступков. Кроме того, воспитание в школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы, внеклассные формы работы, экскурсии и т. п.

    Официально  воспитательные функции в школе  возлагаются на классных руководителей, поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности учащихся вверенного им класса, особенности класса как коллектива в развитии, особенности семейного  воспитания каждого ученика. Воспитательная работа классного руководителя включает организацию внеурочной деятельности детей, работу с учителями-предметниками, индивидуальную работу с каждым учащимся и с коллективом в целом. В  его задачи входят формирование позитивных взаимоотношений между детьми, учеников с учителями, просвещение учеников в области установления положительных  взаимоотношений с людьми.

    Официальные обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

    › организации в данном классе учебно-воспитательного  процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного  коллектива;

    › оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно с участием психолога);

    › установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

    В школе процесс воспитания осуществляется в неразрывной связи с обучением. Можно выделить по меньшей мере четыре типа взаимосвязи обучения и воспитания:

    1) воспитание, неотрывное от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, методы, средства обучения);

    2) воспитание в рамках образовательного процесса в определенном учреждении вне обучения, но параллельно ему в соответствии с его задачами (кружки, общественная работа, трудовое воспитание), подкрепляя его эффект;

    3) воспитание вне образовательного процесса, но в соответствии с его целями и ценностями (семьей, общественными и религиозными организациями);

    4) воспитание вне образовательного процесса и каких-либо учреждений (в неформальных компаниях, клубах), сопровождающееся стихийным обучением и научением.

    У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это  обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.

    В школе, а также вне ее существует самостоятельный институт воспитания – коллектив сверстников. Тезис о том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив, в отечественной педагогике и психологии долгое время был догмой. Начиная с трудов выдающегося советского педагога А. С. Макаренко утверждалось, что сначала непременно нужно создать воспитательный коллектив, а потом уже через него воспитывать каждую отдельную личность. На практике А. С. Макаренко действительно доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности ребенка-правонарушителя, имеющего явные отклонения в психологии и поведении и значительно отстающего от нормальных, воспитанных детей. Но в 1930-1950-е гг. макаренковская практика коллективистского воспитания, оправдавшая себя в детских колониях, без особых изменений была перенесена на нормальную школу и стала применяться к обычным детям, превратившись во всеобщую, «единственно правильную» и универсальную теорию и практику воспитания. По сложившейся с тех пор традиции значение коллектива в воспитании личности долгие годы возводили в абсолют.

    Роль  коллектива на самом деле во многом положительна: у ребенка появляется много возможностей проявления своих  личностных качеств и установления позитивных взаимоотношений, поскольку  в коллективе сверстников все  дети находятся в равном положении  и при общении могут принимать  на себя разные социальные роли. Коллектив  дает детям возможность воплощать  на практике формирующиеся у них  социальные установки и моральные  нормы взаимоотношений с другими  людьми. Формируется психологическая  общность каждого ребенка с другими  членами коллектива, возникает чувство  «мы», групповой патриотизм, складываются общие ценности, усиливаются эмоциональные  привязанности, появляется чувство  персональной ответственности за товарищей  и коллектив в целом.

    Однако  каждый конкретный коллектив в своем  существовании потенциально способен обнаружить больше недостатков, чем  достоинств. Во-первых, на практике может  оказаться, что отдельная личность вовсе не нуждается в воспитательных воздействиях коллектива, в который  реально входит, поскольку намного  превосходит его и по уровню развития стоит выше большинства его членов. В таком случае коллектив может  признать этого своего члена в  качестве лидера, но нередко случается, что, напротив, коллектив подавляет  особо одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и даже агрессивно отвергая ее из-за непонимания и зависти. Например, многие отличники в школе, превосходящие  по уровню развития большинство товарищей  по классу, заслуживают презрительную  кличку «ботаник», и к ним относятся  даже хуже, чем к явным лентяям и нарушителям дисциплины. Во-вторых, практика показывает, что среди реально существующих коллективов высокоразвитых детских коллективов очень мало. Но в любом случае коллектив унифицирует личности своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования. Это приводит к социально-психологическому явлению деиндивидуализации, или обезличивания. И если члены коллектива сохраняют свои отличия друг от друга, то это происходит не благодаря, а скорее, вопреки влиянию на них коллектива. Явление деиндивидуализации наблюдается и в слаборазвитом коллективе, который способен повлиять на личность не только положительно, но и отрицательно. Поэтому нельзя, как это провозглашалось ранее, всегда и безусловно ставить интересы коллектива выше интересов отдельной личности. В отношениях между ними должно сохраняться равноправие: не только отдельная личность должна иметь определенные обязанности и ответственность перед коллективом, но и коллектив должен иметь четкие обязанности перед каждой входящей в него личностью. Не только коллектив имеет право требовать что-то от своего члена, но и каждый его член вправе предъявлять требования коллективу. За каждой личностью должно быть оставлено право покидать чем-то не устраивающий ее коллектив. Кроме того, необходимо отказаться от безусловного принятия принципа, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может.

Информация о работе Институты воспитания