Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:20, курсовая работа
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы понятия основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая база…………………………….…6
1.1. Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа……………....……...…....6
1.2. Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования…12
Глава II. Формирования целостного образовательного пространства
в исследуемом объекте СОШ №10 на основе интеграции
основного и дополнительного образования..…..……………..………17
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
МБОУ Наримановского района СОШ №10……………..……….….17
2.2. Формирование целостного образовательного пространства
в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции
основного и дополнительного образования ……………..………….20
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………………...33
Приложение……………………………………………………………………....35
Дети начальной школы занимаются оригами, лепкой, изонитью, бисероплетение, лоскутным шитьем, мягкой игрушкой – деятельность, которая, с одной стороны, воспитывает аккуратность, прилежность, развивает мелкую моторику, с другой стороны, предлагаются подвижные игры. В конце 2012-2013 учебного года у учеников прошел конкурс «Поделки из природного материала» (Рис.2. Приложения). Каждый из детей начальных классов занимается в каком-то творческом или художественном кружках, успешен в конкретном направлении, об успешности можно говорить и в основном образовании.
Прикладное, техническое, художественное творчество – развитие способностей, интереса, при этом любое творчество – это новые знания, новые навыки, общение, общее развитие, полезная занятость, практический опыт, друзья по интересу поддержка взрослого, уверенность, которая перенесется и в сферу основного образования, потому что коллектив, где ребенок успешен, и место действия совпадают – это школа.
На занятиях таких кружков, как театральные игры, сценическая речь, хореография и прикладные ремесла, не только развиваются память, внимание, мышление, но и творческие способности детей, идёт формирование творческой личности. Культурно-массовая и творческая деятельность учащихся классов включает в себя систему творческих объединений (бюро путешествий и экскурсий, школьные хоры, организации выставок и галереи картин). Вовлечение учащихся в кружки помогает адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Спортивно-оздоровительная работа классов направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в классе являются общешкольные соревнования по футболу, лыжам, шашкам, настольному теннису, спортивным играм, соревнования «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» в рамках традиционного праздника «День семьи». В 2013-2014 учебном году проведена неделя развивающего цикла. (Рис.3. Приложения).
Внедрение и использование
информационных коммуникативных технологий
открывает новые возможности
в осуществлении контроля. Так, при
проведении недели, посвящённой Всемирному
дню борьбы со СПИДом, классы ежедневно
получали задания, выполняя которые, ребята
показывали свою эрудицию, умение подобрать
и представить материал, творческую
фантазию, умение добывать информацию
из ресурсов сети Интернет. И часто
ведущими были дети, классные руководители
выполняли роль направляющих. Результатом
было КТД – «День рекордов»
с символическим сжиганием
При изучении творчества А.С. Пушкина,
в каждом классе начальной школы
был оформлен уголок поэта, прошли выездные
занятия кружков краеведения
у памятников Пушкину на пл. Искусств
и в Царском селе. В музей-квартиру
А.С. Пушкина на набережной реки Мойки
дети совершили виртуальную
Учителями английского языка в районе представлены уроки с использованием компьютерных программ Pоwer Point и Photoshop "Мистер Актив и миссис Пассив в Астрахани", "Экологические проблемы Астраханской области".
Интересны уроки, на которых дети самостоятельно ищут, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы Интернет. Учащиеся на практике реализуют исследовательский метод работы с дополнительными источниками. Так в этом году в 5-6 классах очень часто мы использовали метод проектов на уроках: истории, природоведения, истории Астрахани, математики.
Презентации материала уроков и воспитательных мероприятий также могут выполнять контролирующую роль, если в них включен изученный на уроке материал, сообщение, сайты Интернета, фотографии и рисунки ребят. Полученная информация помогает проанализировать показанный материал и сделать соответствующие выводы. Проверка журналов кружковой работы показывает не только ход проведения занятий, но и посещаемость кружков воспитанниками, а также их участие в массовых мероприятиях, выездах на районные конкурсы и соревнования. Основным отчётным мероприятием, завершающим учебный год является День Семьи, когда поселковый праздник с участием родителей и общественности организуется как творческий отчёт объединений дополнительного образования.
В течение года вопросы
контроля интеграции основного и
дополнительного образования
Вопрос выполнения программы «Патриотическое воспитание», по которой работает школа, включил в себя выступления учителей-предметников по этому вопросу и выступления руководителей кружков.
Подростки старших классов провели социологический опрос местного населения. По воспоминаниям односельчан обобщён материал, на основе которого были составлены тексты диктантов, письменных и контрольных работ по русскому языку, математике и краеведению. На уроках литературы проведена презентация сборника с легендой о поселке и стихотворениями, написанными учениками разных лет и жителями поселка и родной земле, изданная в школе кружковцами «Литературной гостиной». На уроках технологии был сделан макет поселка. Родителями был накрыт стол. Это и есть совместное творчество детей и взрослых, и впечатления односельчан были только радостными с благодарностью к школе.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств, то об ее результатах необходимо судить по 2-м группам показателей: учебным (фиксирующим приобретенные ребенком предметные и общеучебные знания, умения, навыки); и личностным (выражающим изменения личностных качеств под влиянием занятий в кружке, студии, секции, клубе).
Сущность формирования целостного
образовательного пространства в условиях
интеграции заключалась, во-первых, в
предоставлении каждому ребенку
наряду с общим образованием возможности
для развития индивидуальных и творческих
способностей; во-вторых, в разработке
интегрированных занятий и
Сравнительный анализ занятости подростков в системе дополнительного образования свидетельствовал об увеличении данного показателя в экспериментальных группах 5-6 классов на 10-12%, а в 7-8 классах – до 15-20% и более. Контингент школьников 5-8 классов, не занятых в кружках, секциях, факультативах на 2005 учебный год, составил 13% от общего числа подростков.22
Чтобы ответить на вопрос, как осуществить переход от одного типа действия к другому, необходимо понять, на каком действии строится школьное пространство, а на каком – пространство дополнительного образования. Мы понимаем, что это различие требует дополнительных научных исследований. Но уже понятно, что интеграция образовательного пространства школы делает его многомерным.
Методы стимулирования: поощрение; одобрение; награждение; предоставление привилегий; вручение свидетельств.
Диагностика:
- Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей.
- Наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
- Анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.
Уже в 2013 году интеграция даёт следующие положительные результаты:
1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.
2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по детской преступности.
3. Уменьшается также количество “трудных” детей.
4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов.
5. Действительно, комфортная
психологическая среда
6. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.
7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.
Школа стремиться к достижению каждого ученика Модели воспитанника на основе интеграции основного и дополнительного образования. (Рис.4. Приложения).23
Таким образом, можно подвести итог сказанному. Интеграция основного и дополнительного образования – необходимость жизни школы в современных условиях в поселке. Управление и контроль данным процессом должны выполнять не только контролирующую функцию, но и оказывать методическую поддержку педагогам, показывать заинтересованность социума в этом направлении работы школы, поощрять всех участников этой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование
позволило установить, что интеграция
- это понятие теории систем, означающее
состояние связанности
Дополнительное образование
детей - это неотъемлемая часть общего
образования, которая выходит за
рамки государственных
Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. Для того чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности, необходимо разработать модель. Модель является неким образом объекта, процесса, явления, в которой отражаются их основные характеристики и связи.
Разработка такой модели стала составной частью опытно-экспериментальной работы, которая в нашем следовании проводилась в СОШ №10 Наримановского района. Разработанная модель включала в себя объекты основного образования, дополнительного образования (занятия в кружках), деятельность во внеурочное время (праздники, конкурсы, экскурсии), деятельность во внешкольных учреждениях (библиотека, филармония), содержание которых связано с эстетическим воспитанием и занятиями искусством и спортом. В рамках данной модели осуществлялось многообразное взаимодействие всех учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования, детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями.
Анализ проводившейся
опытно-экспериментальной
Информация о работе Интеграция основного и дополнительного образования