Интеллектуальное развитие близнецов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что интеллект - важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БЛИЗНЕЦЫ ИНТЕЛЛЕКТ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, имеющиеся исследования не дают четкого  представления о связи порядкового  номера рождения пары близнецов с  уровнем развития у них речи. Однако результаты исследований детей из многодетных семей не позволяют считать, что вопрос этот окончательно решен. Т.Н. Трефилова, исследовав 102 ребенка из многодетных семей и 98 детей, единственных в семье, нашла, что дети из многодетных семей отстают от единственных по всем показателям Гейдельбергского теста речевого развития (в сфере синтаксиса, грамматики, морфологии, значений предложений и слов и интерактивного значения высказываний), а значит, порядковый номер рождения ребенка влияет на его речевое развитие. В многодетных семьях дети с малым возрастным интервалом от ближайших сиблингов отстают в речевом развитии от детей с большими интервалами по 10 из 13 субтестов22. Ситуация развития близнецов приближает их к детям из многодетных семей с маленькими интервалами между рождениями.

Как считает К. Могфорд-Беван, для поиска адекватных методов терапии речевых и языковых расстройств или отставаний у близнецов в каждом конкретном случае специалисты должны рассматривать все возможные причины этих задержек. В настоящее время выделены четыре типа характерных нарушений речевого развития у близнецов, обусловленных различными причинами:

1) один близнец  (реже - оба) имеет отставания в развитии речи, которые обусловлены пре- и перинатальными факторами развития; доминирование со-близнеца в общении с партнером и с окружающими людьми усугубляет это отставание;

2) один близнец  (чаще из ДЗ, особенно разнополых  пар) имеет отставания или нарушения  речевого и языкового развития; со-близнец оказывает такое же  негативное влияние, как и в  вышеописанном случае;

3) наиболее часто  оба близнеца в разной степени  отстают в языковом развитии;

4) у обоих  близнецов (чаще у МЗ, особенно  мальчиков) диагностируются языковые (фонологические) расстройства. В каждом  случае от специалистов требуется  применение различных методов терапии речевых и языковых расстройств и отставаний.

Таким образом, исследования речевого развития близнецов  дают основания утверждать, что в  их отставании от одиночнорожденных  детей, по-видимому, боґльшую роль играют психологические, нежели биологические факторы. Вместе с тем вышеизложенные факты позволяют заключить, что в случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях, но и о качественно своеобразном пути овладения речью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка. Применение коммуникативного подхода (исследования диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах) к анализу вербального взаимодействия у детей-близнецов дает возможность выделить те своеобразные приемы, которые они вырабатывают с целью адаптации к условиям близнецовой ситуации, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные одиночнорожденным детям стадии речевого развития быстрее или медленнее и демонстрировать феномены речи, не встречающиеся у одиночнорожденных сверстников.

 

Заключение

Особенности условий  развития психики близнецов определяются генетическими факторами, а так же пренатальным развитием; отношением окружающих людей к близнецам и отношением к ним их родителей; отношениями близнецов друг с другом.

Результаты  метаанализа внутрипарного сходства интеллекта монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов в зависимости от возраста подтверждают, что наследуемость IQ увеличивается с возрастом, в то время как важность общей внутрисемейной среды, наоборот, уменьшается. Анализ общего IQ и специальных способностей показывает, что, за исключением вербального IQ, внутрипарное сходство ДЗ-близнецов, в отличие от МЗ-близнецов, со временем увеличивается.

Одной из основных причин задержки речевого и интеллектуального развития близнецов является близнецовая ситуация. Средняя оценка близнецовых пар по тестам меньше, чем у одиночнорожденных, но, если близнецы потеряли соблизнеца в раннем детстве, то их средняя оценка была близка к средней оценке неблизнецов.

Овладение речью у близнецов происходит с задержкой. Близнецы дольше задерживаются на стадии автономной речи, процент эгоцентрической речи у них меньше, чем у одиночнорожденных детей. Социализированная речь у близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. К школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих одиночнорожденных сверстников, хотя у них могут сохраняться артикуляционные трудности. Возможными причинами задержки развития речи являются биологические особенности, задержка интеллектуального развития, «близнецовая ситуация», минимизация речевого общения со взрослым. Специфические для близнецов и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология., - М.: Высшая школа, 2001.- 319 с.
  2. Близнецы от рождения до трех лет /Сергиенко Е. Випенская Г. Рязанова Т. Дозорцева А. - М.: Изд-во КОГИТО-ЦЕНТР, 2006. - 143 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. - М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт, 1996. - 459 с
  6. Тутунджян О.М. Из истории научной психологии во Франции: Докт. дис. - М., 1967
  7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.-563 с.
  8. Думов И.А. Исследования мышления в психологии. - М., 1999. - 85 с.
  9. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
  10. Особенности психологического развития детей-близнецов.http://www.psyworld.ru/students/texts/osob_psirazvit_detej.htm
  11. Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1977
  12. Сибурина А. Интеллектуальное развитие близнецов http://twins.popular.ru
  13. Стернберг Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: 1997. .-499 с.
  14. Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - ... 14.
  15. Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. - 126 с.
  16. Особенности развития психики близнецов http://twins.popular.ru/twins/items/st172.html
  17. Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятие и определения интеллекта//Аналитика культурологии №2(14), 2009 С. 13-27.

1 Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — . С.111.

2 Особенности развития психики близнецов http://twins.popular.ru/twins/items/st172.html

3 Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. —С. 112

4 Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятие и определения интеллекта//Аналитика культурологии №2(14), 2009 С. 14

5 Думов И.А. Исследования мышления в психологии. - М., 1999. -  с. 45

6 Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятие и определения интеллекта//Аналитика культурологии №2(14), 2009 С. 14

7 Сибурина А.Интеллектуальное развитие близнецов http://twins.popular.ru/twins/items/st208.html

8 Сибурина А.Интеллектуальное развитие близнецов http://twins.popular.ru/twins/items/st208.html

9 Сибурина А.Интеллектуальное развитие близнецов http://twins.popular.ru/twins/items/st208.html

10 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. -  с. 12

11 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. -  с. 12

12 Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 342

13 Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1977. С. 10

14 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. С. 37

15 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. -  с. 28

16 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. С. 38

17 Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. - М.: Медицина, 1977. С. 22

18 Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М.: Изд-во ИП РАН, 1996. С. 24

19 Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1977. С. 69-70

20 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. -  с. 34

21 Тутунджян О.М. Из истории научной психологии во Франции: Докт. дис. - М., 1967.

22 Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей: Канд. дис. - М., 1998. С. 8


Информация о работе Интеллектуальное развитие близнецов