Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 06:41, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что интеллект - важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало.
Таким образом,
имеющиеся исследования не дают четкого
представления о связи
Как считает К. Могфорд-Беван, для поиска адекватных методов терапии речевых и языковых расстройств или отставаний у близнецов в каждом конкретном случае специалисты должны рассматривать все возможные причины этих задержек. В настоящее время выделены четыре типа характерных нарушений речевого развития у близнецов, обусловленных различными причинами:
1) один близнец (реже - оба) имеет отставания в развитии речи, которые обусловлены пре- и перинатальными факторами развития; доминирование со-близнеца в общении с партнером и с окружающими людьми усугубляет это отставание;
2) один близнец
(чаще из ДЗ, особенно разнополых
пар) имеет отставания или
3) наиболее часто оба близнеца в разной степени отстают в языковом развитии;
4) у обоих
близнецов (чаще у МЗ, особенно
мальчиков) диагностируются
Таким образом, исследования речевого развития близнецов дают основания утверждать, что в их отставании от одиночнорожденных детей, по-видимому, боґльшую роль играют психологические, нежели биологические факторы. Вместе с тем вышеизложенные факты позволяют заключить, что в случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях, но и о качественно своеобразном пути овладения речью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка. Применение коммуникативного подхода (исследования диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах) к анализу вербального взаимодействия у детей-близнецов дает возможность выделить те своеобразные приемы, которые они вырабатывают с целью адаптации к условиям близнецовой ситуации, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные одиночнорожденным детям стадии речевого развития быстрее или медленнее и демонстрировать феномены речи, не встречающиеся у одиночнорожденных сверстников.
Заключение
Особенности условий развития психики близнецов определяются генетическими факторами, а так же пренатальным развитием; отношением окружающих людей к близнецам и отношением к ним их родителей; отношениями близнецов друг с другом.
Результаты метаанализа внутрипарного сходства интеллекта монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов в зависимости от возраста подтверждают, что наследуемость IQ увеличивается с возрастом, в то время как важность общей внутрисемейной среды, наоборот, уменьшается. Анализ общего IQ и специальных способностей показывает, что, за исключением вербального IQ, внутрипарное сходство ДЗ-близнецов, в отличие от МЗ-близнецов, со временем увеличивается.
Одной из основных причин задержки речевого и интеллектуального развития близнецов является близнецовая ситуация. Средняя оценка близнецовых пар по тестам меньше, чем у одиночнорожденных, но, если близнецы потеряли соблизнеца в раннем детстве, то их средняя оценка была близка к средней оценке неблизнецов.
Овладение речью у близнецов происходит с задержкой. Близнецы дольше задерживаются на стадии автономной речи, процент эгоцентрической речи у них меньше, чем у одиночнорожденных детей. Социализированная речь у близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. К школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих одиночнорожденных сверстников, хотя у них могут сохраняться артикуляционные трудности. Возможными причинами задержки развития речи являются биологические особенности, задержка интеллектуального развития, «близнецовая ситуация», минимизация речевого общения со взрослым. Специфические для близнецов и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов.
1 Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — . С.111.
2 Особенности развития психики
близнецов http://twins.popular.ru/twins/
3 Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. —С. 112
4 Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятие и определения интеллекта//Аналитика культурологии №2(14), 2009 С. 14
5 Думов И.А. Исследования мышления в психологии. - М., 1999. - с. 45
6 Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятие и определения интеллекта//Аналитика культурологии №2(14), 2009 С. 14
7 Сибурина А.Интеллектуальное
развитие близнецов http://twins.popular.ru/twins/
8 Сибурина А.Интеллектуальное развитие
близнецов http://twins.popular.ru/twins/
9 Сибурина А.Интеллектуальное развитие
близнецов http://twins.popular.ru/twins/
10 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. - с. 12
11 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. - с. 12
12 Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 342
13 Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1977. С. 10
14 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. С. 37
15 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. - с. 28
16 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. С. 38
17 Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. - М.: Медицина, 1977. С. 22
18 Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М.: Изд-во ИП РАН, 1996. С. 24
19 Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1977. С. 69-70
20 Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов. - М.,: МГППУ, 2009. - с. 34
21 Тутунджян О.М. Из истории научной психологии во Франции: Докт. дис. - М., 1967.
22 Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей: Канд. дис. - М., 1998. С. 8