Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:51, курсовая работа
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- дать общую характеристику процессу интеллектуального развития личности;
- проанализировать особенности интеллектуального развития ребенка в детском саду: функции, цели и задачи;
- выявить педагогические условия эффективного интеллектуального развития ребенка в детском саду.
Введение………………………………………………………………………..
5
1 Общая характеристика интеллектуального развития личности.................
8
1.1 Понятие, черты и факторы интеллектуального развития…...........
8
1.2 Теории интеллекта………………………………………………….
12
2 Интеллектуальное развитие детей в детском саду……………...…………
15
2.1 Виды, цели и задачи интеллектуального развития детей в детском саду………………..…………………………………..………………
15
2.2 Интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп…...
19
2.3 Педагогические условия эффективного интеллектуального развития детей в детском саду………………………………………………..
22
Заключение……………………………………………………………………..
28
Список использованных источников…………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
5 |
1 Общая характеристика интеллектуального развития личности................. |
8 |
1.1 Понятие, черты и факторы интеллектуального развития…........... |
8 |
1.2 Теории интеллекта…………………………………………………. |
12 |
2 Интеллектуальное развитие детей в детском саду……………...………… |
15 |
2.1 Виды, цели и задачи интеллектуального
развития детей в детском саду………………..…………………………………..……… |
15 |
2.2 Интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп…... |
19 |
2.3 Педагогические условия эффективного интеллектуального развития детей в детском саду……………………………………………….. |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список использованных источников………………………………………… |
30 |
Приложение А Диагностическая карта «Развитие речи»…..………………. |
33 |
Приложение Б Диагностическая карта «Развитие
познавательно-речевых
умений»…………………………………………………...… |
34 |
Приложение В Диагностическая
карта «Введение в художественн |
35 |
Приложение Г Диагностическая карта «Развитие конструктивно-творческой деятельности»…..………………………………. |
36 |
Приложение Д «Показатели динамики развития воспитанников»….…….. |
37 |
Приложение Е «Анкета для родителей»…………………………………….. |
38 |
Введение
Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной темой на сегодняшний день. Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Особый акцент исследований обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из приоритетных направлений в дошкольном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей [1].
Проблеме интеллектуального развития детей посвящено много работ. Так, например, Ж. Пиаже в своей работе «Избранные психологические труды: Психология интеллекта», говорил, что интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведения элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира), [2] в работах Е. Л. Пороцкой и В. Ф. Спиридонова «Вопросы психологии», «Выявление представлений родителей о развитии дошкольника» было выявлено, что значительное влияние на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников оказывают позиция по отношению к развитию (активная или пассивная) и способы воздействия на него (учитывающие и не учитывающие возрастные особенности) [3]. Л. Терстоун доказал, что разные интеллектуальные способности имеют различную динамику развития в каждый возрастной период. По мнению М. Акимовой, основой интеллекта является именно умственная активность, в то время как саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задачи уровень активности [4].
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы педагогические условия эффективного интеллектуального развития ребенка в детском саду?
Ее решение составило цель нашей работы. Объект исследования – интеллектуальное развитие личности. Предмет исследования – интеллектуальное развитие ребенка в детском саду.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- дать общую характеристику процессу интеллектуального развития личности;
- проанализировать особенности интеллектуального развития ребенка в детском саду: функции, цели и задачи;
- выявить педагогические условия эффективного интеллектуального развития ребенка в детском саду.
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой стороны, использование таких исследовательских методов, как наблюдение, анкетирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.
Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: процесс интеллектуального развития детей в детском саду будет эффективным в том случае, если:
- процесс интеллектуального развития будет включен в единую систему воспитания в ДОУ;
- будет учет возрастных
и идивидуально-тпологических
- будет оказана помощь воспитателям со стороны родителей в осуществлении интеллектуального развития каждого ребенка.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем исследуется интеллектуальное развитие детей в ДОУ №107 «Русалочка» как одна из сторон системы воспитания в ДОУ, раскрываются необходимые педагогические условия эффективной организации развития интеллектуальных способностей детей в детском саду [5].
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций воспитателям и родителям по организации процесса интеллектуального развития ребенка как одной из органических сторон общей системы воспитания детей в детском саду и обеспечению педагогического руководства этим процессом.
Структура работы: работа состоит из: титульного листа, задания, реферата, содержания, введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения, списка используемых источников, шести приложений.
База исследования: исследование было проведено в ДОУ №107 «Русалочка» в г. Краснодар в 2013 году. В нем приняло участие 24 воспитателя и 10 детей подготовительной группы и 10 родителей.
1 Общая характеристика интеллектуального развития личности
Понятие «интеллект», перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В специальной литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом [6].
Вообще, интеллект (от латинского intellektus – понимание, понятие) – в широком смысле вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле – мышление. Мы в своей работе остановимся на определении интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно [7].
Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. В педагогической энциклопедии подчеркивается, что «интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подрастающих поколений, заключающийся в руководстве развитием интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда. Забота о воспитании интеллекта растущего является задачей семьи, школы и педагогической науки на всем пути их исторического развития [8].
Интеллектуальное развитие – это развитие мыслительных процессов (отношение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний).
Доказано,
что интеллектуальное развитие
– непрерывный процесс,
Л. Терстоун разработал модель интеллекта, состоящую из 7 факторов:
– Пространственная способность.
– Скорость восприятия.
– Легкость оперирования цифровым материалом.
– Понимание слов.
– Ассоциативная память.
– Беглость речи.
– Понимание или рассуждение.
Можно выделить типичные черты развитого интеллекта, знание которых важно для понимания процесса интеллектуального воспитания. Первой такой чертой является активное отношение к окружающему миру явлений. Стремление выйти за пределы известного, активность ума находят выражение в постоянном стремлении к расширению знаний и творческому применению их в теоретических и практических целях. С активностью интеллектуальной деятельности тесно связана наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи [9].
Развитой
интеллект отличается
Системность
интеллекта есть в тоже время
и его дисциплинированность, обеспечивающая
точность в работе и
Развитой
интеллект характеризуется
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т. е. от генетических и иных факторов.
Генетические факторы. Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Именно этот потенциал служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой. Об этих генетических факторах почти ничего не известно. В сотнях тысяч генов, расположенных в хромосомах, кроется еще множество загадок. До сих пор были выявлены лишь некоторые из этих генов, ответственные за ряд физических признаков организма или обусловливающие грубые дефекты его развития. В большинстве случаев о наличии или отсутствии того или иного генетического фактора можно судить только после рождения ребенка [11].
Врожденные факторы. Это такие факторы, которые действуют
во время развития организма от момента
оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом
до рождения. К ним могут относиться хромосомные
аномалии, возникающие еще до оплодотворения,
неполноценное питание или определенные
заболевания матери во время беременности,
а также употребление ею лекарственных
и иных веществ, вредных для плода.
Во время пренатального (внутриутробного)
развития ребенок живет практически «одной
жизнью» с матерью. Поэтому сильные нарушения
физического и психического равновесия
у матери в это время могут оказывать влияние,
подчас необратимое, на реализацию генетического
потенциала ребенка и затруднить последующее
взаимодействие его с окружающей средой.
Факторы окружающей среды. С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Действительно, если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то очень скоро ситуация становится иной. Уже начиная с года или двух ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом все более и более сложные обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для хода его дальнейшей жизни [11].
Влияние числа детей в семье. Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем гармоничнее, чем больше у него братьев и сестер. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Кроме того, было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Самые высокие баллы были получены старшими детьми из семей, где было лишь двое детей, а самые низкие самыми младшими в семьях с девятью детьми. Разница в IQ между этими двумя крайними группами составляла около 10 баллов. Итак, существует, по-видимому, тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно долгого времени. Разумеется, это осуществимо только в небольших семьях, которые наиболее обычны в средних и привилегированных слоях общества.
Информация о работе Интеллектуальное развитие детей в детском саду