Интерактивные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:00, реферат

Краткое описание

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Содержание

Введение. 3
Методы обучения
Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия. 5
1.1. Классификация интерактивных методов интерактивного взаимодействия на учебных занятиях со студентами колледжа. 5
1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов. 7
Глава 2. Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе 11
2.1. Парадигмальный сдвиг в сфере интерактивного обучения. 11
2.2. Стратегия интерактивного обучения. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 19

Вложенные файлы: 1 файл

с.docx

— 36.23 Кб (Скачать файл)

2.2. Стратегия интерактивного обучения  
Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность. 
Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.  
Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. 
 
К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно». 
 
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характе-ризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках» 
 
Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств». 
 
Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. [3, с. 94] 
 
Стратегию интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на: 
®          субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности); 
®          многосторонней коммуникации; 
®          конструировании знаний учащимся; 
®          использовании самооценки и обратной связи; 
®          активности учащегося.  
 
Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры:  
 
1.            Цели. 
2.            Позиция учащегося и педагога. 
3.            Организация коммуникации в учебном процессе. 
4.            Методы обучения. 
5.            Принципы интерактивного подхода. 
С точки зрения компетентностного подхода, одной из целей применения инновационных педагогических технологий в процессе обучения студентов колледжа является развитие личности обучающегося, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию, т.е. формирование ключевых компетенций. Инновационными подходами в учебном процессе педагоги считают практику моделирования, проектирования, использования активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов в практические занятия. 
 
.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  
Действительно, идея активного обучения требует «додумывания» и теоретической доработки. Сегодня активное обучение упрекают в отсутствии четкой теоретической концепции, в смешивании под одним названием различных подходов и методов (в частности, нет общепринятой классификации методов). 
 
Важно отметить еще одно обстоятельство. Педагоги-практики, применяя методы активного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию. Выделяются следующие барьеры при использовании методов активного обучения: 
 
®          трудность в преподнесении большого количества материала на 
занятиях; 
 
®          активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия; 
 
®          представляется невозможным использование активных методов 
обучения в многочисленной аудитории; 
 
®          возможность негативных последствий: отношение коллег к новым подходам; влияние оценки учащихся на работу преподавателя; 
 
®          влияние на продвижение по службе.  
 
Есть и еще один барьер - это сопротивление учащихся новым подходам и методам. Причем чем больше опыт учебной деятельности обучающихся, тем большее сопротивление можно встретить в учебной аудитории. 
 
Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся. [9, с. 467] 
 
Можно также согласиться и с тем, что не всегда есть в достаточном количестве материалы и источники, но это - проблема не только интерактивного обучения, ведь источников и материалов часто не хватает и для традиционных занятий. Многие методы активного обучения не требуют большого материального обеспечения, а, например, наличие учебников и договоренности с учащимися частично снимают проблему отсутствия возможностей для копирования материалов. 
 
 
 

Список использованной литературы

 
1.            Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006. 
 
2.            Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003. 
 
3.            Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2006. 
 
4.            Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006. 
 
5.            Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. 
 
6.            Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.  
 
7.            Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. – Знание - сила - 1997г., №4 
 
8.            Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 
 
9.            Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск: Современное слово, 2005. 
 
10.        Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003


Информация о работе Интерактивные методы обучения