Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:09, контрольная работа
Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является компьютеризация всех сфер жизни общества, что влечёт за собой кардинальные изменения в структуре профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности. Информатизация образования, включающая использование информационных технологий во всех звеньях системы образования, становится насущной потребностью. Как считают некоторые учёные (В. А. Сластенин, В. М. Нестеренко), «информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего педагога в учреждениях ВПО стремиться к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.
Информационные технологии в образовании
Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является компьютеризация всех сфер жизни общества, что влечёт за собой кардинальные изменения в структуре профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности. Информатизация образования, включающая использование информационных технологий во всех звеньях системы образования, становится насущной потребностью. Как считают некоторые учёные (В. А. Сластенин, В. М. Нестеренко), «информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего педагога в учреждениях ВПО стремиться к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.
В качестве основных проблем
в сфере организации
1. Формирование готовности будущего педагога к работе в единой информационной среде. Данную проблему можно рассматривать как умение использования информационных технологий в учебном процессе, с одной стороны, и как разумное соотношение традиционных и новых технологий в учебном процессе – с другой.
2. Создание единого информационного пространства и формирование единого тезауруса, позволяющего педагогу концентрировать внимание и время не только на организации и методике обучения, но и на концептуальных аспектах учебного процесса.
3. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки учебных курсов, в том числе и гуманитарного блока в учебных планах образовательных учреждений.
4. Подготовка программно-методического обеспечения учебного процесса в едином информационном пространстве. Это требует совместных усилий преподавателей, методистов, психологов, специалистов по компьютерному обеспечению учебного процесса.
Таким образом, уже на стадии вузовского обучения будущим педагогам должны быть созданы самые благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях и т. д.
Преподаватели же, освобожденные от передачи формальных знаний, получившие свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми, смогут приложить свои силу к тому, что должно составлять суть их работы. Речь идет о выработке подходов к изучению той или иной дисциплины с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, обучении последних в ходе дискуссий, совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы.
Для учебного заведения, готовящего будущих педагогов, очень важно то, что даже традиционные аудиторные формы работы наполнятся в этом случае новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, может быть отдано личному общению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их профессиональной подготовки.
Могут ли современные информационные технологии заменить личность самого педагога в процессе обучения
В течение последних лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала.
Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка.
Так как обучение является передачей информации ученику, то можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "современные информационные технологии обучения".
Использование информационных
технологий позволяет заменить многие
традиционные средства обучения. Во многих
случаях такая замена оказывается
эффективной, так как позволяет
поддерживать у учащихся интерес
к изучаемому предмету, позволяет
создать информационную обстановку,
стимулирующею интерес и
Появление понятия - современные
информационные технологии – связано
с появлением и широким внедрением компьютеров
в образовании, которые включают программированное
обучение, интеллектуальное обучение,
экспертные системы, гипертекст и мультимедиа,
презентация, микромиры, дистанционное
обучение, демонстрации. Эти частные методики
должны применяться в зависимости от учебных
целей и учебных ситуаций, когда в одних
случаях необходимо глубже понять потребности
учащегося, в других - важен анализ знаний
в предметной области, в третьих основную
роль может играть учет психологических
принципов обучения.
Рассматривая имеющиеся на сегодняшний
день информационные технологии, Н. В. Апатова
выделяет в качестве их важнейших характеристик:
1) типы компьютерных обучающих
систем (обучающие машины, обучениe
и тренировка, программированное
обучение, интеллектуальное
2) используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);
3) инструментальные системы
(программирование, текстовые процессоры,
базы данных, презентации, инструменты
представления, авторские
Как мы видим, что главное
в информационных технологиях - это
компьютер с соответствующим
техническим и программным
В образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" - это в определенном смысле синонимы. Возникает вопрос. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии современной? Скорее всего нет. Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается на известные педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяют основным требованиям понятия "технологии". Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.
Говорить же о современной информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
Я считаю, что современные информационные технологии - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением. Применение программного обеспечения в учебном процессе подтверждает само определение: информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Такой подход и отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических программных средств в обучении.
Список литературы