Использование ТРИЗ технологии в формировании монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:30, реферат

Краткое описание

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей, так как речь выполняет многообразные функции в жизни каждого ребенка. Для меня основополагающим в педагогической деятельности в детском саду является развитие речи и речевого общения, а именно монологической речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Использование ТРИЗ технологии в формировании монологической речи.docx

— 24.17 Кб (Скачать файл)

Использование ТРИЗ технологии в формировании монологической речи

 
Обоснование актуальности проблемы:  
Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей, так как речь выполняет многообразные функции в жизни каждого ребенка. Для меня основополагающим в педагогической деятельности в детском саду является развитие речи и речевого общения, а именно монологической речи. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая, так как отличается большей развернутостью, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь, что особенно важно при подготовке детей к школьному обучению.  
 
Мой педагогический опыт указывает на проблемы современных дошкольников в формировании монолога: у детей небольшой опыт рассказывания текстов; недостаточный активный словарь; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа, общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребенка, что препятствует успешному развитию диалогической речи. В связи с этим, для развития монологической речи я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессеприемов ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских Задач) (Г.С.Альтшуллер). Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью, что востребовано в обществе.  
 
Теоретическая база опыта:  
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.  
 
Вопросы развития речи и речевого общения освещены в работах А.Арушановой, Л.С.Выготским, М.И.Лисиной и другими, в которых обозначено, что именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. И.Е.Исенина отмечает, что диалогическая и монологическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Этот подход к развитию речи достаточно новый, так как акцент сделан не на формирование языка, а на развитие связной монологической речи в естественном общении с партнерами (детьми и взрослыми). Именно в дошкольном возрасте необходима помощь взрослого в процессе освоения монологического общения. На наш взгляд, использование ТРИЗ - технологии позволяет решать задачи развития речи через систему творческих заданий. Суть этих заданий в том, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей.  
 
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.  
 
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. В связи с этим целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения, т.е. творческая грамотность. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовые знания, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому я остановила свой выбор на использовании ТРИЗ – технологии в развитии монологической речи.  
 
Технологическая схема опыта  
 
Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.  
В начале и конце учебного года провожу мониторинг сформированности монологической речи и навыков речевого общения посредством комплексного тестового метода диагностики речевого развития детей, разработанного Ф.Г.Даскаловой (приложение 1). Анализ результатов диагностики мне позволяет определить эффективность проведенной работы по развитию монологической речи и навыков речевого общения и выделить дефициты в деятельности и соответственно внести коррективы.  
 
На специально организованных занятиях по развитию речи и речевого общения в рамках программы «Истоки» у детей закладываются основные умения составлять рассказ. Во время занятий по дополнительному образованию «Маленькие фантазеры» (1 раз в неделю) я применяю приемы ТРИЗ – технологии для развития связной монологической речи поэтапно. Предлагая детям творческие задания, я учитываю следующие дидактические принципы: 

  • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребенку право выбора.
  • Принцип открытости. Предоставляю ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания закладываю разные варианты решения.
  • Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности. Творческие заданий не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, поэтому максимально использую возможности, знания и интересы детей.

На каждый возрастной этап разработан проект и реализуется перспективное планирование.  
 
1 этап: проект "Сочинялочка" (II младшая и средняя группы). Осуществляю знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы. Метод проб и ошибок - поиск нового ("А что делать, если делать так?", "А, может быть, так?"). Они используются для решения несложных задач, например: "Дети играли в мяч. Мяч залетел на крышу веранды..." Положительный результат для детей каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.  
 
Также организую игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят сложные слова, слова-родственники, уменьшительно–ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты: "На что это похоже?", "Хорошо-плохо", "Волшебные слова" и т. .д.  
 
2 этап: проект "А если бы…" (старшая группа). Использую типовые приемы фантазирования, в основе которых лежит активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством: «Деление-объединение», "Уменьшение - увеличение", "Наоборот". Успешно применяю метод эмпатии, разработанный У.Гордоном, в основе лежит отождествление самого себя с кем – либо или чем-либо, и, как следствие - умение сопереживать этому объекту. Обучение провожу поэтапно: 

  1. Знакомство со сказкой.
  2. Воспитатель отождествляет себя с каким-либо объектом или персонажем произведения и рассказывает о себе.
  3. Каждый ребенок отождествляет себя с каким-либо объектом или персонажем произведения и рассказывает о себе. Рассказ ребенка дополняется воспитателем.
  4. Самостоятельный рассказ детей.

 
На данном этапе также использую метод развития воображения "Круги Луллия", с помощью ребенок учится задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо расшифровать, подключив воображение. Основатель метода Р.Луллий создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказывается определенный сектор. На секторах размещаются рисунки или пишутся слова. Можно задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо расшифровать, подключив воображение (с дошкольниками используют не более 4-х кругов; сектора разбиты от 4 до 8). Задание должно состоять из 2-х частей: 1) уточнение имеющих знаний в определенных областях (реальные задания – РЗ), 2) упражнение на развитие воображения (фантастическое задание – ФЗ).  
 
Технологическая цепочка проведения задания:  
Например: на секторе первого, самого большого круга - сосна, яблоня, и др.; второго - место их произрастания (сад, лес и др.).  
Ставится РЗ найти соответствия на кругах (например: яблоня ═› сад ═› яблоко). ФЗ круги раскручиваются и под стрелкой = берёза, болото, апельсин.  
Задача объяснить как объект может расти в таком месте и приносить такие плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования. Например: «Хорошо ли иметь такую чудесную берёзу в унылой, болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравиться что на ней растут апельсин?». На основе фантастического преобразования составляется рассказ, лепка, рисование.  
 
Младший возраст:  
РЗ - найти маме детёныша.  
ФЗ - как мама собачка будет ухаживать за цыпленком.  
Средний возраст:  
На стержне три круга. На маленьком - вишня, портфель, автомобиль на среднем геометрическая фигура – круг, треугольник и овал на большом - цифры. Задание: Выбрать объект подобрать к нему соответствующую геометрическую фигуру и количество.  
РЗ - выбрать объект «вишня», подобрать соответствующею ему геометрическую фигуру - О и количество = цифра 2.  
ФЗ - раскрутить круги = под стрелкой оказались вишня, ▲, цифра 8 (8 вишен треугольной формы). Какую пользу из этого можно извлечь? (такие плоды удобно укладывать в ящик -▲▼- треугольник к треугольнику).  
 
Старший возраст:  
Верхний круг (металл, ткань, стекло и др.) второй круг (стул, телефон, пылесос). Третий круг (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг (образцы цветов - малиновый, голубой, и т.д.).  
РЗ - выбрать объект и подобрать материал из которого он изготовлен, его цвет, определить место его нахождения (телефон-, пластмасса-, фиолетовый-, квартира).  
ФЗ - раскрутить круги. Под стрелкой оказались : стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.  
Объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул, малинового цвета, потому что …… (ответ детей).  
Для формирования у детей навыков рассказывания использую различные схемы, таблицы, пиктограммы, Универсальную опорную таблицу (глядя на символы и зная, что они обозначают, дети легко составляют рассказ о любом объекте и как результат у детей развивается творческое и образное мышление).  
 
3 этап: проект "Маленькие фантазеры" (подготовительная группа). Для развития монологической речи на данном этапе я применяю метод решения сказочных задач посредством мозгового штурма (А.Осберн). Данный метод является совершенно неожиданным у детей, что вызывает интерес к решению сказочных задач, и расширяет словарный запас, упражняет их в подборе прилагательных к существительным. Правила проведения мозгового штурма: 

  • рабочие группы детей должны быть от 2 до 7 человек;
  • во время обсуждения детьми высказываются любые мысли вне критики;
  • каждый участник должен высказываться, предлагать свои варианты;
  • результат деятельности обязательно рефлексируется в продуктивной деятельности (сочинение, рисование).

Особое внимание в подготовительной группе уделяю составлению детьми загадок посредством сравнений, так как данный прием способствует расширению словарного запаса. Пример: выпавший снег такой же мягкий как (подушка). При составлении загадок использую следующие модели.  
 
Модель 1 

Какой? 

Что такое же? 

Колючий 

Еж, кактус, елка 

"Как" "Но не" 


 
Модель 2  

Что делает? 

Кто делает так же? 

Прыгает 

Заяц, мяч 

"Как" "Но не" 


 
Модель 3  

Ребенок сравнивает вид объекта  с видом другого объекта (общее и разное) 

На что похож? 

Чем отличается? 

На дом 

Без окон 

"Как" "Но не" 


 
Используя метод каталога, я включаю детей в творческое сочинительство. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей. Данный метод учит детей составлять логически связный текст по определенному алгоритму, в котором добро побеждает зло. Алгоритм составления сказки: 

  1. Воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.
  2. Задает детям вопросы (Примерная цепочка вопросов) задав первый вопрос: "Жил-был (кто?)", воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает указать пальцем на любое слово. Например, "пенек". Воспитатель говорит "Жил-был пенек!". Значит, история будет про пенек, который попал в беду. Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать на другое на этой же строчке.
  3. Дети "собирают" в единое целое ответы, найденные в книге.
  4. Придумываем название получившейся сказки.
  5. Один или несколько детей восстанавливают текст.
  6. Организуется продуктивная деятельность.

 
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь я только наблюдаю, и потому ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.  
 
Результативность:  
Применение методов и приемов ТРИЗ-технологии для развития монологической речи дошкольников позволяет мне достигать положительных результатов.  
 
Так, к концу реализации проектов у воспитанников подготовительной группы согласно диагностического исследования на начало уч. года умеют свободно вести диалог 68%, а к концу - 82%, умеют организовать собственную речевую деятельность творческого характера на начало уч. года 52%, к концу - 78%, умеют грамматически правильно, последовательно и связно высказаться на начало уч. года 66%, к концу - 78%. В процессе наблюдения я отметила, что у детей появилась инициатива к речевому высказыванию, структура предложений старших дошкольников стала более сложней, предложения стали распространеннее за счет описательных прилагательных, синонимов, наречий. Следует отметить, что при составлении творческих рассказов появилось многообразие сюжетов. На специально организованных занятиях по развитию речи и речевого общения воспитанники стали приводить более подробное словесное описание картин, предметов и явлений. В процессе решения проблемных ситуаций дети стали устно рассуждать, используя распространенные предложения с использованием аргументов. Особым достижением считаю устные рассказы и пересказы текстов, сказок, этюдов, которые отличаются не только перечислением событий, подробным описанием внешнего вида, но и описанием чувств, характера персонажей.  
 
Сравнительная характеристика диалогической речи детей в динамике 

 
№ 

 
Параметры 

Количество детей, владеющих навыками речевого общения (%) 

средняя группа

старшая группа

подготов. группа 

Свободно общаются со взрослыми и детьми 

61 

78 

96 

Инициативно высказываются в диалоге 

48 

56 

89 

Умеют привлекать внимание партнера в диалоге 

39 

47 

96 

Умеют слушать партнера в диалоге 

65 

69 

82 

Аргументировано излагают свою точку зрения 

32 

43 

78 

Принимают точку зрения партнера по диалогу 

22 

32 

82 

Умеют найти конструктивный выход из конфликтной ситуации 

52 

61 

78 

Понимают эмоциональный настрой собеседника и могут выразить свое отношение к происходящему 

52 

69 

96 

Информация о работе Использование ТРИЗ технологии в формировании монологической речи